Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется 7 февраля, в случае совпадения этого числа с воскресным днём, а если 7 февраля приходится на дни от понедельника до среды, то в предшествующий этой дате воскресный день. В этом году память новомучеников и исповедников совершается 4 февраля. В этот день церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших во время гонений за веру.
![](http://novaya-sloboda.ru/wp-content/uploads/2018/02/Протоиерей-Алексий-Соболев-236x300.jpg)
Алексий Соболев родился в селе Ильдикан Нерчинского округа. Обучался в Иркутской духовной семинарии, которую окончил по 1 разряду. В 1887 году, сразу же по окончании семинарии, Его Преосвященством Макарием, епископом Кырейским*, викарием Иркутской епархии, рукоположен во диаконы, а затем и во священники Нерчинского Воскресенского собора.
28 ноября 1888 года иерей Алексий назначен Преосвященным Мелетием, епископом Селенгинским, законоучителем Троицкого приходского училища и Нерчинского Воскресенского училища. В 1890 году получил благодарность за катехизаторскую деятельность со внесением в послужной список и Преосвящениейшим Макарием, епископом Селенгинским, награжден набедренником. В 1890 г. Его Императорским Величеством награжден серебряным наперсным крестом н серебряною медалью Александра III.
![](http://novaya-sloboda.ru/wp-content/uploads/2018/02/Ильдиканская-Иоанно-Богословская-церковь_2002-год-300x216.jpg)
26 августа 1900 года по указу епископа Мефодия Забайкальского и Нерчинского переведен на место священника в Михайло-Архангельский собор. По приезде в Читу становится членом Забайкальской Духовной консистории и членом-секретарем Попечительства о бедных духовного звания и ведомства Забайкальской епархии.
Был оценен епархиальным начальством и педагогический талант священника Алексия Соболева: с 1902 года указом Преосвященного Мефодия назначен членом экзаменационной комиссии испытаний ищущих сан лиц, не имеющих богословского образования; с 1903 года он законоучитель женского училища и председатель Забайкальского училищного совета.
С 1904 года протоиерей Алексий утвержден председателем Комиссии по управлению епархиальным складом церковной утвари. По прошению переведен настоятелем читинской кладбищенской церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
![](http://novaya-sloboda.ru/wp-content/uploads/2018/02/Ильдиканская-Иоанно-Богословская-церковь_Современный-вид-300x225.jpg)
14 июля 1904 года переведен в читинскую железнодорожную Иоанно-Рождественскую церковь на настоятельское место, освободившееся после смерти протоиерея Петра Стукова. Активная работа протоиерея Алексия Соболева в различных сферах церковной и общественной жизни неоднократно поощрялась епархиальным начальством и Святейшим Синодом. В 1910 году он депутат Городской Думы от духовенства Забайкальской области, что говорит о его уважении среди забайкальских священников.
Любовь и гармония были в его семейной жизни. Жена, Мария Михайловна, окончившая курсы Иркутского женского духовного училища, была добрым помощником своему мужу. Радовали своими успехами и пятеро детей.
![](http://novaya-sloboda.ru/wp-content/uploads/2018/02/Надгробие-протоиерея-Иоанна-Соболева-217x300.jpg)
Ничто не предвещало беды. Вихрь 1917 года не сразу коснулся протоиерея Алексия Соболева, его семьи и прихода. До середины 20-х годов XX века в Иоанно-Предтеченском храме проходили богослужения. Протоиерей Алексий Соболев и священнослужители храма не перешли на сторону обновленчества, оставшись верными Патриарху Всероссийскому Тихону. Храм был одним из островков Православия в Чите, община жила полноценной жизнью: совершались богослужения, действовал церковный хор, активно работало общество трезвости. Но маховик машины атеизма поглотил и Иоанно-Рождественский храм вместе с клиром и прихожанами. Отец Алексий был подвергнут травле в местной печати за то, что посмел обратиться лично к М. И. Калинину с письмом, в котором сообщалось о чинимых властью препятствиях при отправлении церковных служб.
К 1927 году священнослужителей Иоанно-Рождественского храма репрессировали. Многие забайкальские краеведы предполагают, что они были отправлены в Соловецкий лагерь. Храм закрыли.
Семья репрессированного протоиерея Алексия Соболева долгое время жила в Чите в священническом доме по ул. Засопочной, и соседи шепотом называли Марию Михайловну «матушкой».
О дальнейшей судьбе отца Алексия и его семьи ничего не известно.
![](http://novaya-sloboda.ru/wp-content/uploads/2018/02/Забайкальские-священнослужители-1024x525.jpg)
Ю. Биктимирова
Источник: Духовная летопись Забайкалья. Чита, 2009. С. 392-393.
*Примечание «Новой слободы»: Кырейский — ошибка. В октябре 1883 г. Макарий (Дарский) был хиротонисан во епископа Киренского, второго викария Иркутской епархии.