Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется 7 февраля, в случае совпадения этого числа с воскресным днём, а если 7 февраля приходится на дни от понедельника до среды, то в предшествующий этой дате воскресный день. В этом году память новомучеников и исповедников совершается 4 февраля. В этот день церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших во время гонений за веру.
Алексий Соболев родился в селе Ильдикан Нерчинского округа. Обучался в Иркутской духовной семинарии, которую окончил по 1 разряду. В 1887 году, сразу же по окончании семинарии, Его Преосвященством Макарием, епископом Кырейским*, викарием Иркутской епархии, рукоположен во диаконы, а затем и во священники Нерчинского Воскресенского собора.
28 ноября 1888 года иерей Алексий назначен Преосвященным Мелетием, епископом Селенгинским, законоучителем Троицкого приходского училища и Нерчинского Воскресенского училища. В 1890 году получил благодарность за катехизаторскую деятельность со внесением в послужной список и Преосвящениейшим Макарием, епископом Селенгинским, награжден набедренником. В 1890 г. Его Императорским Величеством награжден серебряным наперсным крестом н серебряною медалью Александра III.
26 августа 1900 года по указу епископа Мефодия Забайкальского и Нерчинского переведен на место священника в Михайло-Архангельский собор. По приезде в Читу становится членом Забайкальской Духовной консистории и членом-секретарем Попечительства о бедных духовного звания и ведомства Забайкальской епархии.
Был оценен епархиальным начальством и педагогический талант священника Алексия Соболева: с 1902 года указом Преосвященного Мефодия назначен членом экзаменационной комиссии испытаний ищущих сан лиц, не имеющих богословского образования; с 1903 года он законоучитель женского училища и председатель Забайкальского училищного совета.
С 1904 года протоиерей Алексий утвержден председателем Комиссии по управлению епархиальным складом церковной утвари. По прошению переведен настоятелем читинской кладбищенской церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
14 июля 1904 года переведен в читинскую железнодорожную Иоанно-Рождественскую церковь на настоятельское место, освободившееся после смерти протоиерея Петра Стукова. Активная работа протоиерея Алексия Соболева в различных сферах церковной и общественной жизни неоднократно поощрялась епархиальным начальством и Святейшим Синодом. В 1910 году он депутат Городской Думы от духовенства Забайкальской области, что говорит о его уважении среди забайкальских священников.
Любовь и гармония были в его семейной жизни. Жена, Мария Михайловна, окончившая курсы Иркутского женского духовного училища, была добрым помощником своему мужу. Радовали своими успехами и пятеро детей.
Ничто не предвещало беды. Вихрь 1917 года не сразу коснулся протоиерея Алексия Соболева, его семьи и прихода. До середины 20-х годов XX века в Иоанно-Предтеченском храме проходили богослужения. Протоиерей Алексий Соболев и священнослужители храма не перешли на сторону обновленчества, оставшись верными Патриарху Всероссийскому Тихону. Храм был одним из островков Православия в Чите, община жила полноценной жизнью: совершались богослужения, действовал церковный хор, активно работало общество трезвости. Но маховик машины атеизма поглотил и Иоанно-Рождественский храм вместе с клиром и прихожанами. Отец Алексий был подвергнут травле в местной печати за то, что посмел обратиться лично к М. И. Калинину с письмом, в котором сообщалось о чинимых властью препятствиях при отправлении церковных служб.
К 1927 году священнослужителей Иоанно-Рождественского храма репрессировали. Многие забайкальские краеведы предполагают, что они были отправлены в Соловецкий лагерь. Храм закрыли.
Семья репрессированного протоиерея Алексия Соболева долгое время жила в Чите в священническом доме по ул. Засопочной, и соседи шепотом называли Марию Михайловну «матушкой».
О дальнейшей судьбе отца Алексия и его семьи ничего не известно.
Ю. Биктимирова
Источник: Духовная летопись Забайкалья. Чита, 2009. С. 392-393.
*Примечание «Новой слободы»: Кырейский — ошибка. В октябре 1883 г. Макарий (Дарский) был хиротонисан во епископа Киренского, второго викария Иркутской епархии.