Иван Алексеевич Пешков

Иван Алексеевич Пешков — участник Великой Отечественной войны, партийный работник, руководитель хозяйств, удостоен орденов Отечественной войны I степени, Ленина, Трудового Красного Знамени, ордена «Знак Почета», медалей «За боевые заслуги», «За победу над Японией», «За трудовую доблесть», «За освоение целинных земель», «За заслуги перед Читинской областью» и многих других наград.

«Я родился 8 июля 1921 г. в селе Матусово Балейского района, Читинской области. Коренной забайкалец. Мои отец и мать из крестьян. Работали в колхозе, а затем на предприятиях горнорудной промышленности области.

После окончания школы я работал в колхозе и МТС. В 1940 г. был призван в армию, прошёл хорошую военную подготовку. Это было трудно для молодого бойца, но зато дало хороший заряд для действий в бою.

Война застала меня в войсках Дальневосточного округа. Наш полк находился в летних лагерях, когда после вечерней поверки была объявлена тревога и командир полка с комиссаром объявили о начале войны с Германией. Было приказано окопаться. Мы знали, что Япония является союзником фашисткой Германии. Все наши войска были рассредоточены вдоль границы по реке Амур. Я служил в 192-м стрелковом полку 12-й стрелковой дивизии 2-й Краснознаменной армии под командованием генерал-майора Крючкова. Командир полка был подполковник Маститский. В то время в Благовещенске стояли полки 192-й, 57-й, 214-й – все 12-й дивизии.

Были построены укреплённые районы для сдерживания натиска японской Квантунской армии. 8 августа 1945 г. советское правительство объявило о вступлении в войну с Японией. Наш полк, как и другие войска нашей дивизии, форсировал реку Амур. Китайцы нас встречали с красными повязками и жаловались на жестокость японцев. В направлении города Сахалян войска японцев были рассредоточены в отрогах Малого Хингана на сотни километров. В горах у них были мощные укрепрайоны. Наша 12-я стрелковая дивизия вела упорные бои за освобождение городов Бэянжень, Синхуа и других. Напором частей двух Дальневосточных и Забайкальского фронтов, а также Тихоокеанского флота были остановлены силы Японии. Япония капитулировала 3 сентября 1945 г. Японцы полагали, что если бы Сталинград был взят немцами, они пошли бы до Урала. Японский император понимал, что Гитлера разбили и Японии не справиться с СССР, объявил о капитуляции. За отличие в боевых действиях по разгрому японских империалистов Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин многим из нас объявил благодарность.

На этом и закончились Великая Отечественная война и Вторая мировая война. Пленных японцев этапировали на нашу территорию.

Демобилизовался в июне 1946 г. Брат отца Петр Николаевич погиб на войне, остальные родственники, включая отца, трудились на шахтах, добывали для фронта олово, вольфрам, молибден и др.

После службы в армии приехал к отцу в Агинский округ, в поселок Орловку. Вскоре в Агинский райком партии пришла моя учётная карточка. Меня пригласили в райком, говорят: «Иван Алексеевич, вы будете работать у нас в аппарате. А то, что не знаете бурятский язык, так это ничего страшного – научим». А вышло так, что учиться пришлось не только языку, но и овцеводству, полеводству, коневодству и много ещё чему. Учителем моим стал дед Анандаев. Порой мне казалось, что для этого симпатичного старика не существует тайн в сельском хозяйстве. Скорее всего, так оно и было. И те знания, которые он мне передал, выручали меня не раз даже спустя десятилетия. Опыт работы и знания, которые приобрел в Агинском округе, пригодились мне в последующей работе в других районах. После пяти лет работы был приглашен в обком партии, проходил девятимесячные курсы в Чите. Затем был направлен на партийную работу в Газимуро-Заводский район (пришлось дать согласие, так и не окончив курсы). Работал заведующим отделом и секретарем райкома партии, проходил учебу в двухгодичной партийной школе.

После окончания школы направлен на работу в Калганский район секретарем райкома партии по зоне Булдуруевской МТС. В этот период проводилась большая работа по выполнению решений партии по подъему сельского хозяйства, освоению и подъему целинных и залежных земель. После объединения Калганского и Нерчинско-Заводского районов был избран председателем Калганского райисполкома. Одновременно в области шла титаническая, порой со слезами на глазах, работа по развитию овцеводства. Не передать, сколько сил и времени ушло на организацию чабанских стоянок, строительство катонов, кошар, кормоцехов. Работала в основном молодежь.

Калганский район вел борьбу за «миллион калганского хлеба». А достичь этого можно было только при наличии слаженно работающих звеньев механизаторов. Чтобы еще больше поднять производительность, перешли на хозяйственный расчет. И, что особенно важно, вся работа, будь то полеводство или животноводство, проходила по четко спланированной программе. Внедрялись лучшие и передовые на то время технологии, хорошо помогала малая авиация. Развернулась настоящая борьба за кондиционные семена первой и второй категорий. Если в 1970 г. район получил 8,8 центнера зерна с гектара, то в 1975 г. – 19,7. Пятилетку 1970-1975 гг. выполнили за три с половиной года, сдав 20 тыс. тонн хлеба.

Много внимания тогда уделялось изучению передового опыта соседних хозяйств. Ездили в Балейский район. Венцом нашей работы стало третье место Читинской области после Ставрополья и Ростовской области по развитию овцеводства. За успехи область была награждена орденом Ленина. Нашим поколением был совершен великий трудовой подвиг, и он был по достоинству оценен государством.

В 1970 г. избран первым секретарем Калганского райкома КПСС, проработал там до 1977 г. А общий стаж работы в сельских районах составил 32 года. Надо отметить, что Калганский район был организован в 1943 г. На фоне остальных, где мне уже пришлось к тому времени поработать, его выделяла неустроенность, отсутствие оборотных средств, низкий уровень благосостояния колхозников. Но партия скидки на эти факторы не делала. Ставила нам задачу освоения целинных и залежных земель. Мы организовали работу четырех колхозов в пойме Аргуни. Помню приезд первого секретаря обкома КПСС А. И. Козлова. А у нас тогда заросла залежь, на что он сказал: «Да, пырей растет на хорошей земле при плохом хозяине. Ты это учти». Эти слова я запомнил на всю жизнь.

В животноводстве начинали с надоев в 300 литров молока в год, выйдя через несколько лет на три тысячи. Была разработана и осуществлена районная программа по производству зерна, по повышению продуктивности животноводства. Все эти и другие меры позволили довести урожайность по району до 20 центнеров с гектара. В ряде хозяйств она была 25-28 центнеров. Это позволило обеспечить продажу государству свыше 20 тыс. тонн в год. В районе осуществлялась программа по строительству социально-культурных учреждений. В большинстве хозяйств построены школы, дома культуры, медицинские учреждения (медпункты, участковые больницы). Но всё это не удовлетворяло в полной мере возрастающие потребности населения.

Была организована большая работа на местах по подготовке кадров, организации социалистического соревнования как отдельных работников, так и коллективов, целых хозяйств. Регулярно проводились дни чабана, механизатора, доярок и других категорий работников. Десятки работников основных профессий (чабаны, доярки, механизаторы, агрономы, руководители хозяйств, зоотехники) были награждены орденами, медалями и другими наградами.

Обо всём за годы работы в сельских районах не расскажешь. Но не всё было хорошо и гладко, были промахи, неудачи, недостатки. В жизни я, как коммунист, не выбирал места и должности, а выполнял решения партии».

Записали Я. Кабакова, В. Ланская

Источник: Научный вестник Байкальского государственного университета экономики и права № 16. Чита, 2010. С. 60-63.

Один комментарий

  1. Нужно сказать несколько слов о происхождении Ивана Алексеевича Пешкова.

    В начале XIX века в деревне Матусовой среди горнозаводских крестьян была только одна семья Пешковых. В 1851 году представители этой семьи должны были перейти в сословие казаков, как и другие крестьяне горнозаводского ведомства. Но в начале XX века (по данным сельскохозяйственной переписи 1917 года) в Матусово среди казаков не было ни одного Пешкова, а в соседнем Сарбактуе Пешковых казачьего сословия — 23 двора. Отсюда предположение, что Пешковы из Матусово перешли в Сарбактуй, где и обосновались.

    Однако, в Матусово также в начале XIX века жили несколько семей экономических крестьян Пешковых (их предки были крестьянами Нерчинского Успенского монастыря). Во второй половине XIX века эти Пешковы были государственными крестьянами, в казачье сословие массово не переводились. Скорее всего, Иван Алексеевич происходил из этих Пешковых, а значит, не лукавил, когда говорил, что родители его были «из крестьян».

Обратная связь

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.