Топони́мика (от др.-греч. τόπος (topos) — место и ὄνομα (onoma) — имя, название) — наука, изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики. Подробнее на Википедии.
Хорошо известная книга по забайкальской топонимике «В дебрях названий» Виктора Федоровича Балабанова:
Для некоторых топонимов В.Ф. Балабанов дает краткую справку о их значении, а для некоторых — подробное и интересное рассуждение о их происхождении и истории. Мне понравилась часть об Ононе, Шилке и Амуре.
Этой книги, насколько я знаю, нет в интернете, но недавно я обнаружила вот такой сайт: http://chitacom.ru/faq/, где практически полностью представлена работа В.Ф. Балабанова.
В дополнение к этому — ссылка на статью Г. Жеребцова «О некоторых забайкальских топонимах».
КУУЛЬ, КУЛЬКУЛЬ – глубокая речка, приток (чукотский); корякский куюль – проток, бухта. Примеры: р. Кыргыкууль, р. Куульвеем, р. Кооль в Чукотском АО; р. Куюль, Куулваям в Корякском АО (Комаров, 1971).
http://toponimika.ru/index.php?id=10
Я стараюсь обходить топонимику стороной, потому что большинство топонимов в Забайкалье — древние и неочевидные. Р.Г. Жамсаранова пишет о «субстратах», т.е. древних корнях в местных названиях. Например, в названии реки, которое на первый взгляд кажется бурятским, путем анализа можно выявить более древний «слой» — тунгусский или самодийский (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8). Так что смысл названия «Кукульбей» не лежит на поверхности, возможно, и не бурятское это слово по происхождению.
Да, название Уляты (Улёты) связывают с Улятским тунгусским родом. У Р.Г. Жамсарановой есть версия о том, что суффиксы -ай/-ей/-ой/-уй в забайкальских топонимах имеют тюркское происхождение и означают «дом, жилище, поселение». «Улятуй» может означать «поселение Улят». В 1759-1760 гг. пашенные крестьяне Ундинской слободы сеяли рожь и ярицу на «Улетаевском поле» (их архивных документов).
Думаю, что Вы во многом правы. «Кукульбей» — земля, урочище, принадлежащая определенному тунгусскому роду (сомневаюсь, что именно главе рода). Получается, Хада-Булак возник как поселение русских и тунгусов.
Новое о старом.
Николай Николаевич Смирнов в своей книге «Забайкальское казачество», пишет следующие строки:
«В 1772 году на границе было поселено 800 русских селенгинских, НЕРЧИНСКИХ и иркутских казаков вместе с их женами и детьми. Этим поселением завершилось образование «пограничных казаков на китайской границе», так именовались тогда забайкальцы».
Как минимум 200 НЕРЧИНСКИХ казаков с женами и детьми в 1772 годах переселились на новые пограничные рубежи.
Полагаю, что обеспечить свои семьи жильем и бытом они были вынуждены самостоятельно. Из этого следует, что в начале переезда казаки просчитали свои действия, определили предполагаемое новое место заселения, предусмотрели доступность строительного материала. Это в первую очередь строительный лес, источники воды, камень, глина, и конечно луговые и пашенные земли.
Допустим, некоторой части казаков приглянулась местность кочующих Тунгусов, называемое Хада-Булак, что расположена в пади с юго-восточной стороны безымянного хребта.
Согласно записей Миллера за 1739 года, Тунгусы, кочующие в тех местах, средняя и нижняя часть речки Борзя, назывались Намяты. И местность под наименованием Хада-Булак была их территорией.
«Намяты, или, по-русски, немясинцы, в местностях по среднему и нижнему течению речки Борзи, впадающей в Онон. 96 человек».
А по записям Палласа за 1772 год, место Хада-Булак, было еще для тунгусов – (Намятов) и местом зимней стоянки.
«… от Чиндантуруку версты на две, на той же реке Борзе; а как и здесь по Борзе на открытой степи летом бывают великие бураны, а зимой чрезвычайные метелицы, так что скота никак выпущать нельзя, то тунгусы приходят в сии места кочевать только в хорошее время, а зимою становятся немного подалее на север, верст на десять у одного в нашу сторону протекающего студеного родника, Куйтун-Булак называемого, подле которого и русские казаки начали уже выстраиваться». (Куйтун – студёный, Булак – родник, источник. Хада – особенная возвышенность, гора. В итоге – Хада-Булак.)
Из выше изложенного напрашивается вывод, часть НЕРЧИНСКИХ казаков облюбовали место Хада-Булак, но оно занято тунгусским племенем – Намятов. Остаётся один выбор, — договорится о совместном проживании. Устный договор вероятно был. По записям Палласа следует, русские казаки в 1772 году начали уже выстраиваться, значит договорились. Тунгусы могли поставить условия: на зимней стоянке главы тунгусского рода (в русском произношении Кукульбей) дома не ставить, Кукульбейские пастбища (земли) не занимать и скота на них не пасти.
У молодых свои причуды. Русским молодым казакам нужно жениться, казачкам замуж натерпится.
Казаки берут в жёны тунгусских девушек, Тунгусы женятся на казачках. Для всего этого Намятам нужно принять Православие. Постепенно происходит смешивание Тунгусского рода и пришедших казаков. Кочевой образ Тунгусов перерождается в осёдлый, полукочевой. Живут в селе Хада-Булак, а в теплые времена года пасут стада на землях (пастбищах) Кукульбея. Места юрт зимней стоянки Кукульбея, вытесняют дома смешанных браков. Так могла образоваться в Хада-Булаке улица Кукульбей, сначала имя места установки юрт – Кукульбей, позже дома на этом месте, и в дальнейшем имя улицы – Кукульбей. (первично название, вторично – улица)
Пастбища и кочевые земли Кукульбея могли распространяться от его зимнего стойбища Хада-Булак, что под хребтом с юго-восточной стороны, до Хада-Булака, что юго-западнее и южнее. (ныне Оловянинский район). Может быть, последнее летнее стойбище.
Безымянный хребет, что от этих земель располагался в северном направлении, благодаря русским казакам в обращении, получил наименование от равнинных земель (пастбищ) Кукульбея, — хребет Кукульбейский.
Думаю, что именно так могли быть однородные слова Кукульбей в наименовании улицы в Хада-Булаке Борзинского района и в имени хребта – Кукульбейский.
Эта версия объясняет и два одноименных названия Хада-Булак, ныне Борзинский и Хада-Булак ныне Оловянинский.
В 1895 годах геологи Обручев, Герасимов и Гедройц, производят топографию Забайкальских земель. Герасимов согласно полученных данных делает вывод, Кукульбейский хребет заканчивается, а наименование распространяется далее, на юг. К Адун-Челону (Адон-Шоло), и как истинный топограф он обозначает хребет Кукульбейский, исключая одноименные Кукульбейские, равнинные, прилегающие к хребту земли.
Так исчезает наименование территории, что положила началу наименования хребта.
Могойтуский от равнины Могойтуй, Нерчинский от Нерчинского завода, Ононский от берегов реки Онон, и.т.д. Происхождение – Кукульбейский, выхолощено. И Герасимов предлагает версию,
«Называя хребет Кукульбеем, Герасимов перевел это название как «Синеющий». Причиной деления Адун-Челона на две части послужило, как указывал автор, то, что в окрестностях озера Хара-Нор имеется пониженная седловина. Хуху-Челотуй. Гора юго-западнее Спокойного («синий камень»; имеется в виду амазонит)».
Это всего лишь моя версия. Но она объясняет и связывает одноименные значения названий.
Так же у Миллера есть название тунгусского рода – Уляты, которое могло послужить названием поселения Улятуй, Оловянинского района.
«Уляты живут смешанно с Дулигатским родом; среди них насчитывается 53 плательщика ясака. В вышеупомянутых трех родах ясак обычно принимает одна партия ясачных комиссаров».
Вот поэтому я написала в заголовке «Дебри названий» — у каждого исследователя своя версия 🙂
Кукульбей, хр., юго-вост. Забайкалье — бур. хухэ — «голубой», «синий», хухэлбэй — «голубоватый» (по голубоватому фону гор).
(М.Н. Мильхеев. Значение географических терминов Прибайкалья. Ссылка на книгу)
Кукульбей — хребет в юго-восточном Забайкалье, Читинская область. По-бурятски хухэ — голубой, синий. Хухэлбэй — голубоватый. Назван хребет по голубоватому фону гор. Топоним нуждается в дополнительном исследовании.
(А. Статейнов. Топонимика Сибири и Дальнего Востока. Ссылка на книгу)
В Восточной Сибири, например, в бассейне Енисея, немало рек, заканчивающихся суффиксом бей. Так, в Красноярское водохранилище впадает река Убей; у реки Ока, левого притока Ангары, есть небольшой приток – Имбей; речка Шильбей, которая впадает слева Зима, несущую воду к реки Ока, относится тоже к топонимам на бей. Знаток топонимии Сибири томский профессор А.М. Малолетко убеждённо сообщал, что слова би и бей у самодийцев означали «вода».
Топонимы с суффиксом бей есть и в Забайкалье. Например, в Читинском районе ручей Колочный, выйдя с Яблонового хребта и разделившись надвое, левым рукавом течёт до Ингоды под именем Зунгубей. У села Доно Калганского района река Донинская Борзя принимает справа речку Янки. Левый приток этой речки носит название Шербей. Километров на 130-140, примерно от района станции Шерловая протягивается на северо-восток до села Шелопугино хребёт Кукульбей, получивший, как это обычно бывает, своё имя от какой-то реки (имя этой реки не дожило до наших дней).
(Ю. Руденко. О чем говорят названия // Земля, 20.03.2013. Ссылка на статью)
Не совсем понятно, каким образом П.А. Герасимов «назвал» хребет. Придумать это название он, конечно, не мог. Возможно, он «привязал» его к уже существовавшему местному названию (реки?) и дал толкование «синеющий», опираясь на некоторое знание бурятского языка?
«КУКУ (Хуху-). Это бурятское слово передает синий цвет; некоторые переводят его как «сивый».
«Куку-Адзырга (Кукзарга). Гора в Забайкальском районе («сивый жеребец»). Варианты названия: Куку-Азырга, Куку-Азорга. Куку-Байца. Речка, приток Енды в бассейне Киркуна.Кука. Приток Ингоды; в верховьях ее известны Зун-Кука, Баруе-Кука. Кука – курорт в Читинском районе, основанный в 1923 г. Старая и Новая Кука – села (ойконимы по гидрониму). Куку-Хада (Кукухадан). Гора в районе Торейских озер («Синяя гора», или «Гора, имеющая синие камни»). Известно, что в районе этой горы встречаются сапфиры, их еще в середине прошлого века собирал известный рудознатец Пермикин.
Кукульбей. Хребет. Выделен в 1897 г. геологом А.П. Герасимовым. До этого же считался продолжением Адун-Челона. Называя хребет Кукульбеем, Герасимов перевел это название как «Синеющий». Причиной деления Адун-Челона на две части послужило, как указывал автор, то, что в окрестностях озера Хара-Нор имеется пониженная седловина. Хуху-Челотуй. Гора юго-западнее Спокойного («синий камень»; имеется в виду амазонит). Хухоши. Падь в бассейне Аги. Возможно, что это переделка названия «Кусоши». (См. статью КУГО)».
Утверждение, что название хребта Кукульбейский происходит от бурятского названия как «Синеющий», думаю не верно. В селе Хада-Булак, что расположено у подножья этого хребта, была улица, носящее название Кукульбей. Названия улиц в 1800 годах давали не для почтовой корреспонденции и не приурочивали по указанию сверху к событиям царской России. Улицы назывались жителями произвольно, без привязки к государственным или политическим событиям, а название улиц было как прозвище. Думаю что одноименное название хребта и улицы связаны между собою одним, каким-то незаметным местным событием.
Да и названия в этих местах относятся к тунгусским народам, буряты пришли в эти места позже, после прихода русских казаков.
Предположить, что улицу назвали в честь хребта, трудно. А хребет в честь улицы – абсурдно.
Из письма Натальи и Лидии Сафроновых, уроженки Хада-Булака 1920 годов, письмо хранится в библиотеки Хада-Булака.
«Улицы назывались: Глининка, Кукульбей, Прямая, а поперек шла с горы, и там дома назывались Горинские, за церковью».
ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
СИБИРЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА
«Для геологического изучения Южного пояса Сибири было организовано несколько горных партий. В 1895 г. геолог Владимир Афанасьевич Обручев, выделившийся исследованием Центральной Азии 1892 — 1894 гг. (см. ниже), был назначен начальником Забайкальской партии, состоявшей из трех отрядов: один возглавлял сам Обручев, два других — горные инженеры Александр Павлович Герасимов и Антон Эдмундович Гедройц. До 1898 г. их исследования охватили Селенгинскую и Нерчинскую Даурию, т. е. часть Забайкалья к югу от 52-й параллели и к востоку от 105-го меридиана до государственной границы, всего более 270 тыс. км2. Обручев и его сотрудники много раз пересекали хребты, которыми так богат этот регион, проследили их, детально осмотрели межгорные долины (котловины), прошли по главным водным артериям с их бесчисленными притоками. Мелкая вязь маршрутов, как тонкое причудливое кружево, оплела — впервые в Сибири — Южное Забайкалье и позволила точно выявить рельеф и гидрографическую сеть».
«Гедройц, работая на юго-востоке Забайкалья, открыл, проследил и закартировал строго параллельные, простирающиеся на востоко-северо-восток невысокие (до 1475 м) хребты Нерчинский (230 км), Кличкинский (220 км) и Аргунский (около 100 км), а также — не совсем точно — Газимурский (200 км). Он исследовал все течение Аргуни в русских пределах, ее левого притока Газимура (592 км) и Шилку (560 км). Вдоль ее правого берега Гедройц установил наличие поднятия северо-восточного простирания, но ошибся, считая, что оно пересекает Шилку у ее слияния с Аргунью. Герасимов проследил этот значительный Борщовочный хребет (длина 450 км) к юго-западу, но неверно протянул его высокогорную область к горе Сохондо (2500 м)1 у 111° в. д., на которую совершил восхождение.
В результате четырехлетних исследований Обручев, Герасимов и Гедройц создали новую карту Южного Забайкалья: открыли и в основном правильно засняли многочисленные хребты, в том числе такие крупные, как Черского и Борщовочный, и верно установили гидрографическую сеть страны, отличающуюся иногда почти геометрической правильностью, а также определили истинное направление и характер Яблонового хребта».