В конце июня в Москве скончался Георгий Борисович Красноштанов — историк-любитель, исследователь, писатель. Самые крупные его работы — это документальные повествования «Ерофей Павлович Хабаров» (2008 г.), «Никифор Романов Черниговский» (2008 г.) и, конечно, трехтомник «На ленских пашнях в XVII веке» (2012-2013 гг.).
В статье «Как я составлял родословную, или где потомкам ленских старожилов искать документы о своих предках» (2015 г.) Георгий Борисович описал, как началось его увлечение историей рода:
Я родился на р. Лене в Киренском районе Иркутской области в исчезнувшей ныне деревне Казимировой. Высшее образование получил по специальности весьма далекой от исторической науки. Окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского. Составлять родословную никогда не собирался.
Но часто в жизни имеет значение на первый взгляд неприметный случай. Однажды, уже после увольнения из армии, я получил письмо от незнакомого мне человека, Петра Васильевича Красноштанова, проживавшего в Москве (ныне покойного), с просьбой позвонить ему. Он оказался родом из д. Улькан, полковником в отставке. Поговорили о своих ленских корнях. Сведения были скудные, хотя я историей вообще интересовался, прочитал немало книг, но все не о том. Не попадались мне книги по ленской истории. Да и кто будет писать о какой-то ничем не знаменитой деревне, которая к тому же уже не существует.
От Петра Васильевича я узнал о книге В.Н. Шерстобоева «Илимская пашня», в которой описывается история Илимского воеводства в XVIII в. В этой книге, на удивление, я обнаружил название родной деревни и в нескольких местах фамилию Красноштанов. Ничего подобного ранее не приходилось читать. Поразило в этой книге обилие документов, в которых упоминаются имена простых крестьян. До этого я считал, что крестьяне — некая безликая масса и о них именных документов вообще нет. С детства помнил слова старухи из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»: «Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой». В учебнике пояснялось, что столбовая дворянка — это та, чьи предки упоминаются в старинных столбцах (свитках). Раз этим гордятся дворяне, то я полагал, что у простых крестьян таких оснований нет.
Из своих предков я знал только прадеда, фотография которого была в семейном альбоме. Петр Васильевич Красноштанов дал мне адрес киренского краеведа Людмилы Степановны Нератовой, которая оказалась родом из моей родной деревни Казимировой, с девичьей фамилией Красноштанова. С ней мы переписывались много лет. Она мне сообщила огромное количество фрагментов родословных Красноштановых из Казимировой, относящихся к XX в., составленных по воспоминаниям. От Петра Васильевича Красноштанова я получил такие же сведения по Красноштановым, жившим в д. Улькан. Но где найти документы, подтверждающие эти сведения? На человеческую память полагаться нельзя. Я получал немало писем от потомков ленских старожилов, которые уверяли, что в их роду есть ссыльные революционеры, дворяне, декабристы, даже графы. Все это оказалось вымыслом.
Параллельно с перепиской первые сведения о событиях ленской истории я получил из книги В.Н. Шерстобоева. Название д. Казимировой, согласно В.Н. Шерстобоеву, происходит от фамилии Казимеров. В большинстве случаев Шерстобоев не просто описывает события, а приводит выписки из документов и дает ссылку, где находятся эти документы. Но о Казимерове ссылки на документ нет. Не указано его имени и отчества. Не упоминается этот Казимеров и в тексте. Впрочем, и происхождение названия других деревень приведено без ссылок на документы.
Ссылки у В.Н. Шерстобоева в основном даются на документы из фонда Илимской воеводской канцелярии и отчасти из фонда Сибирского приказа. Не имея исторического образования, я не знал, в каких архивах хранятся документы по ленской истории. Поэтому стал читать книги историков по сибирской тематике. А в них были ссылки на других авторов и на архивные документы. В книге Р.Г. Скрынникова «Сибирская экспедиция Ермака» в перечне литературы обнаружил ссылку на книгу Н.Н. Оглоблина «Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа». Из этого «Обозрения» я узнал, что в фонде Сибирского приказа, хранящемся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), есть дозорная книга илимского воеводы Ф.Р. Качанова, в которой перечислены ленские деревни и жившие в них крестьяне по состоянию на 1699 г.
Назрело решение записаться в Российский государственный архив древних актов. И там я вышел на след сына и внука родоначальника ленских Красноштановых. Мне выдали микрофильм дозорной книги Ф.Р. Качанова. Книга написана скорописью XVII в. Разбирая лишь отдельные слова, я дошел до листа 51. И там показалось что-то знакомое. С помощью сидящего рядом человека прочитал: «По нижней стороне Улькана — два двора, живут Федька Степанов сын Красноштанов и Алешка Павлов сын Красноштанов». Образец этой записи представлен на странице 593 части 3 моей книги «На ленских пашнях в XVII веке»
Эти строки взволновали меня. Взволновали потому, что появилась надежда отыскать еще какие-то документы о предках. Хорошо об этих чувствах сказано у актера Валерия Золотухина: «Приходит у человека час, у каждого разный, когда тоска по истокам своим, по родине, по корням, от которых случился и прожил до этого дня, становится невыносимой до сердечной боли»…
(Статья полностью — в сборнике «Не забывайте рода своего» (с. 389-406) иркутского общества «Родословие» )