Екатерина Аникина прислала записи, из которых следует, что казаки Буторины, проживающие в Чинданте на речке Борзя и Хада-Булаке (ныне Борзинского района), — потомки Буториных с Ундинской слободы.
Сейчас собрана не большая информация о потомках Буторина Ивана Феоктистовича (1784 г.р.) и его жены Анастасии Фоминичны (1785/86 г.р.), что проживали в селе Хада-Булак. Если удастся собрать больше подробного материала, то будет возможность создать семейную книгу памяти, жертвам красного террора.
Сейчас хочу опубликовать имена Буториных, которые приблизили эту трагедию к своим родным и лично к себе. Что ими двигало? Что хотели доказать и кому? Ответов на эти вопросы сейчас нет, но понятно одно, явно не за такую свою последующую судьбу они приняли сторону большевиков.
Ниже записи из истории Оловянинского района, станции Хада-Булак, предоставил Номоконов Александр Андреевич. В них упоминаются Буторины, потомки Ивана Феоктистовича и Анастасии Фоминичны, дети и внуки их сына Буторина Ивана Ивановича 1827 г.р. и Вассы Яковлевны 1836 г.р.
Сын Ивана Ивановича и Вассы — Буторин Николай Иванович 1862 г.р. (его внучка Анна Кандидовна указала 1866 г.р.)
Внуки Ивана и Вассы — Иван Николаевич 1891 г.р., Фёдор Николаевич 1893 г.р. и Кандид Николаевич 1897 г.р.
Из истории Оловяннинского района.
Станция Хада-Булак в долине озер и болот возникла в начале века с приходом сюда железной дороги. Здесь были построены две водонапорные башни для заправки паровозов, разъездные пути встречного движения, небольшой вокзал и несколько жилых домов для обслуживания персонала.
Первыми жителями стали рабочие из России. Это семья Н.И. Буторина и семьи Василия Пугача, Михаила Попова, Ивана Полякова. Члены РСДРП Буторин и Пугач — участники рабочих волнений 1905 года в Чите. А с первых дней своего пребывания на станции Хада-Булак начали заниматься революционной пропагандой. И Хада-Булак стал одним из многих связующих звеньев в широко разветвленной сети подпольных организаций Читы, Оловянной, Борзи, рудников Букука и Белуха.
Провозглашение Советской власти в Чите 16 февраля 1918 года хада-булакская подпольная группа встретила с ликованием. Однако радость омрачило выступление атамана Семенова из Маньчжурии. Н.И. Буторин — 60 лет от роду, вступил в Красную гвардию с сыновьями Кандитом и Иваном. С ними же ушел защищать Советскую власть М.П. Попов.
Буторин и Попов в Хада-Булак больше не вернулись. Впоследствии они с восемнадцатью тургинскими казаками ушли в тайгу, где в пади Каменная, близ рудника Белуха, создали коммуну. Василий Пугач с дочерью Ольгой по заданию партии переселился на станцию Борзя. Восемнадцатилетняя Анна Полякова, схоронив мать и получив извещение об отце, убитом на германском фронте, вышла замуж за казака Леонида Чипчеева и оказалась в Турге. Здесь уже жили ее подруги — Дуся и Нина Поповы.
Анна на новом месте встретилась с руководителем местной подпольной повстанческой организации — учителем А.С. Размахниным, которого знала через Буториных. Судьба этих людей трагична.
Н.И. Буторин, бывший комиссар одной из частей Даурского фронта, был опознан предателем в селе Турга и попал в плен к карателям Тирбаха в мае 1919 года. Тургинские подпольщики освободили ожидавшего расстрела Старика и других, схваченных палачами.
После этого Буторин пробрался в Богдать к П.Н. Журавлеву и принял участие в Богдатском сражении. Буторин демобилизовался в 1920 году. Дальнейшая его судьба и сыновей пока неизвестна.
Василий Пугач, поселившись в Борзе, устроился путевым обходчиком, а Ольгу взяли работать телеграфисткой. Во время партизанской войны Пугач сообщал партизанам о намерениях врага. Последнее сообщение об отправке белыми обоза из 150 подвод и его охране (сотне казаков и пехотной роте при 15 пулеметах) стоило отцу и дочери Пугач жизни. Обоз не дошел до Борзи и пункта назначения — Александровского Завода.
Более подробно о Буторине и Пугач писал к 50-летию освобождения Восточного Забайкалья в оловяннинской районной газете «Ленинский путь» М.С. Темников — участник гражданской войны.
Анна Полякова-Чипчеева летом 1919 года вступила в партизанский отряд Раздобреева (оставив мужа, который, заручившись справкой о ранении на германском фронте, умудрялся быть «нейтральным»).
В марте 1920 года Анну определили служить в 10 партизанский кавалерийский полк, которым командовал ее деверь — И.А. Чипчеев. Член ВКП(б) с июня 1920 года, Полякова-Чипчеева погибла в боях за Приморье.
Заканчивая рассказ о революционном прошлом станции, отмечу, что Хада-Булак стал последней точкой опоры для семеновского режима. Стремясь во что бы то ни стало удержаться у власти, кровавый атаман 25 августа 1920 года заключил здесь с эсеро-меньшевистской группой соглашение, которое не имело уже никакой силы. Начатое 19 октября наступление Забайкальского корпуса Коротаева смело «Читинскую пробку». Единственной памятной вехой тем незабываемым дням стал железнодорожный мост под Хада-Булаком: на нем можно увидеть дату его окончательного восстановления «1919» (мост взорвали перед наступающим бронепоездом белых в 1918 году.
Из этого материала следует, что Буторин Николай Иванович 1862 г.р., по прозвищу «старик», уже с 1905 года баловался новыми коммунистическими идеями. И поселился на станции Хада-Булак видимо по этой причине. Его старший сын Буторин Иван Николаевич 1891 г.р., в записях будет указываться как красноармеец, все остальные пособники большевиков указываются красными партизанами. Предполагаю, что Буторин Иван Николаевич был мобилизован в Первой мировой и был на службе в Верхнеудинском казачьем полку в пятой или шестой казачьих сотнях, кои не принимали участие в войне, всё время находились в запасе в Верхнеудинске. Только там Иван Николаевич мог стать красноармейцем Сибирского полка, командиром пеших разведчиков, награждён в 1923 году Орденом Красного Знамени и боевым оружием.
На сегодня известна судьба Буториных, дедули, «старика» и его трёх сыновей. Николай Иванович упокоится в Хада-Булаке Бозинского в 1934 году. Наверное осознал, что выбрал не тех в друзья, так как его младшего сына Кандида Николаевича 1897 г.р., находящегося на партийной должности в Борзе, в 1930 году увезли в Читу, и по сей день. Его невестка, жена Кандида, сразу же вернулась в Хада-Булак с малыми дочерями Анной Кандидовной 1923 г.р. и Юлией Кандидовной 1926 г.р.
Старший сын — Иван Николаевич 1891 г.р., доигрался в 1937 году.
Буторин Иван Николаевич 1891 г.р. Житель г. Борзя Борзинского р-на Читинской обл. Красногвардеец. Арестован 15 июля 1937 г. Приговорен 9 марта 1938 г. Тройкой УНКВД по Читинской обл. по ст. 58-2, 5-7, 58-11 УК РСФСР к ВМН. Приговор исполнен 11 мая 1938 г. Реаб. 31 марта 1958 г. Читинским обл. судом Жена Клавдия — 1890, дети: Федор — 1922, Николай — 1924.
Средний сын Фёдор Николаевич 1893 г.р., так же получил то, за что воевал.
Буторин Фёдор Николаевич 1893 Красный партизан. Арестован 5 августа 1937 г. Приговорен 3 декабря 1937 г. к ВМН. Приговор исполнен 6 февраля 1938 г. Реаб. 30 июля 1959 г. Жена Анфиса Георгиевна 1905., дети Клара 1923, Августа 1926, Георгий 1931.
Есть ещё Буторины, которые выбрали путь, влияние которого бескрайне и по сей день.
Записи из капсулы, вскрытой 9 мая 2017 года в селе Хада-Булак, Борзинского.
В 1926 году по инициативе активистов села Хада-Булак была создана сельхозартель «Труд».
Организатором и председателем сельхозартели был бывший красный партизан Буторин Фёдор Николаевич.
Актив села:
Буторин Фёдор Николаевич
Буторин Матвей Иванович
Буторин Иван Васильевич
Буторин Андрей Васильевич
Буторин Кандид Николаевич
Буторин Константин Александрович
Токмаков Егор Фёдорович
В скорее сельхозартель Труд была преобразована в артель «Спайка».
Скромная запись, только имена, а где их трудовые подвиги и их поощрения за непосильные натуги?
Первый организатор и председатель, Буторин Фёдор Николаевич 1893 г.р., расстрелян в 1938 году. Его родной брат Кандид Николаевич 1897 г.р., вычеркнут из жизни в 1930 году. Старший брат Иван Николаевич 1891 г.р., хоть в активе отсутствует, но едино, расстреляют в 1938 году.
Активисты Буторины Иван Васильевич и Андрей Васильевич, это родные братья, племянники дедули Николая Ивановича, сыновья Василия Ивановича Буторина.
Из архива ФСБ по Буторину Ивану Васильевичу 1895 г.р. Красный партизан в отряде Якимова, в 1919 году командир особого эскадрона. Его родные братья на 1937 год, активист Андрей Васильевич, уже не активен и в Черновских кузнец. Иван Васильевич на станции Дарасун разнорабочий. Фёдор Васильевич 1908 г.р., кузнец в МТС Чита.
Буторин Иван Васильевич Род. в 1895 г., с. Хадабулак Акшинского уезда Забайкальской обл., русский, житель г. Борзя Борзинского р-на Читинской обл. Красный партизан. Работал в райсобесе, инспектор. Арестован 15 февраля 1938 г. Приговорен 25 марта 1938 г. Тройкой УНКВД по Читинской оол. к 10 годам лишения свободы. Умер в ИТЛ 27 сентября 1938 г. Реаб. 5 ноября 1957 г. Читинским обл. судом. Жена Александра Ивановна -1904, дети: Александр — 5, Галина — 3, Николай — 2 мес.
Активист Буторинн Константин Александрович 1896 г.р. Будет так же потомком Ивана Феоктистовича и Анастасии, сын Георгиевского кавалера 1905 года Буторина Александра Капитоновича, умершего в 1912 году, внук Капитона Ивановича. Только он из активистов Буториных помрёт своей смертью, может по причине, что будет в дальнейшем проживать в Оловянинском районе село Долгокыча.
Активист Буторин Матвей Иванович 1888 г.р., красный партизан, из писем родных ждал ареста ежеминутно, не дождался, умер в 1937 году. Его младшие братья были в здравии, значит им держать ответ за самостоятельную кончину Матвея, без резолюции сотрудников ОГПУ.
Буторин Александр Иванович 1903 г.р. Арестован 4 августа1937 г. Приговорен 9 марта 1938 г. Тройкой УНКВД по Читинскои обл. по ст. 58-7, 58-11 УК РСФСР к ВМН. Приговор исполнен 11 мая 1938 г. Реаб. 31 марта 1958 г. Читинским обл. судом. Жена Мария Константиновна — 31, дети: Нина — 15, Анна — 8.
Буторин Степан Иванович 1908 г.р. Житель с. Хадабулак. Арестован 5 августа 1937 г. Приговорен 3 марта 1938 г. Тройкой УНКВД по Читинской обл по ст. 58-10,58-11 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы. Умер в ИТЛ 13 января 1939 г. Реаб. 31 марта 1958 г. Холост. Мать Евдокия Дмитриевна — 80.