Ложниково по Талангую в 1812 году

Недавно ко мне обратились с вопросом о Редровых и Литвинцевых из села Ложниково по Талангую. Хочу сразу сказать, что не верю ни в какие семейные легенды о цыганах, вологжанах, владимирцах, вятчанах и т.п., в XIX веке якобы оказавшихся в Восточном Забайкалье и превратившихся там в казаков. Балейский район — это часть «территории раннего заселения» Забайкалья, поэтому корни старожилов уходят в XVIII и XVII века. Это касается как Литвинцевых, так и Редровых.

Деревня Ложникова, в которой проживала семья Елисея Литвинцева, упоминается в документе о приписке Ундинской слободы к Нерчинским сереброплавильным заводам. Документ хранится в госуархиве Забайкальского края и датирован 1760 годом. Кроме этого, у меня, как оказалось, полностью скопирована ревизская сказка о горнозаводских крестьянах деревни Ложниковой 1812 года (ГАЗК, ф. 31, оп. 1, д. 572):

Алексей Литвинцов 38
у него брат Егор 31
у Егора дети
Андрей 5
Василей 3

Умершаго Петра Литвинцова сын Петр же 60
у Петра дети
Осип 16
Иван 13

Прокопей Петров Литвинцов 59
у него дети
Василей 33
Лога 11
у Василья сын Петр 2

Умершаго Якова Литвинцова дети
Иван 49 (хвор)
Тимофей 42
у Тимофея дети
Игнатей 16
Иван 9
Савва 0,5

Умершаго Кирила Литвинцова дети
Герасим 13
Алексей 9

Умершаго Михайла Киргизова дети
Яков 57 (хвор)
Севостьян 41
У Якова сын Тихон 23

Умершаго Александра Киргизова дети
Мирон 11
Николай 8 (хвор)
Василей 6
У Севастьяна дети
Осип 12
Яков 5
у Тихона дети
Дмитрей 2
Хрисанф 0,5

Умершаго Федота Ушакова сын Келсий 61
у Келсия дети
Михайло 22
Михайло ж 11

Умершаго Романа Юрьева сын Иван 12
Ево ж пасынки Редровы
Алексей 31
Дмитрей 21

Прокопей Матафонов 34
у него сын Иван 7

36 душ мужского пола — это и есть старожилы деревни. В 1851-1852 годах, согласно «Высочайше утвержденному росписанию пешего Забайкальского казачьего войска», деревня Ложникова пополнила войско на 82 души мужского пола. Станичных или городовых казаков до 1851 года в деревне не было. Еще раз повторю, что корни старожилов Ложниково по Талангую нужно искать в Нерчинском уезде конца XVII — начала XVIII веков.

23 комментария

  1. nickolay2012,

    Хочу предложить Вам версию, которую, конечно, нужно будет проверять. Пару лет назад, при рассмотрении фамилий из села Буторино, были найдены сведения о Григории Васильеве Рахманине, который на момент смерти был «сельским обывателем Казаковского участка»: 07.06.1865 ст. [Умер] Сельский обыватель Казаковского участка Григорий Васильев Рахманин, 41 год, от чахотки (метрическая книга Новотроицкой Троицкой церкви). То есть, в том же сословии, что и Василий Сергеев Киргизов.

    Из более ранних документов (исповедных росписей и ревизий) удалось установить, что Григорий Рахманин родился в Буторино в 1824 г. в семье горнозаводских крестьян Василия Никифорова и Параскевы Александровой Рахманиных. В 1847 г., в возрасте 23 лет, был отдан в рекруты. Поскольку нерчинские рекруты направлялись на сереброплавильные заводы, логично предположить, что Григорий Васильев был заводским служителем (где?), а затем был отставлен и перешел в сословие сельских обывателей с припсикой к Казаковским промыслам (в это время добыча серебра снижается и уступает место добыче золота). Промысел возник в 1838 г., по сведениям из «Энциклопедии Забайкалья».

    Судьба Василия Сергеева Киргизова могла быть похожей. Он родился в 1826 г. (сверстник Григория Рахманина), предположительно, в одной из горнозаводских деревень по Унде или Талангую, скорее всего был отдан в рекруты в промежуток времени 1847-1851 гг., и к 1865 г. перешел в сословие сельских обывателей в ведомстве Казаковского промысла. Если сын Алексей был старшим ребенком, то Василию Сергееву было 27 лет на момент рождения сына, что можно считать подтверждением отдачи в рекруты.

    Как проверить версию? Нужно составить список деревень, где крестьяне Киргизовы проживали или могли проживать в 1800-1835 гг., а затем по исповедным росписям и ревизиям искать в них Сергея Киргизова. Иными словами, я склоняюсь к тому, что Ваш предок был уроженцем именно Нерчинского уезда и принадлежал к местному роду Киргизовых.

    1. Екатерина, большое спасибо за версию! А как составить список деревень, где могли проживать Киргизовы? Брать все поселения в это районе?

  2. Забавно, что в нашем семействе тоже есть легенда, что моя прапрабабушка Соломонида Исаковна Лескова была из цыган. И другая легенда, — что в роду были поляки и крестьяне из Курской области. Однако анализ ДНК показывает, что цыганами у нас вообще близко не пахнет. Соломонида Исаковна с большой вероятностью была карело-финского происхождения, судя по мтДНК гаплогруппе H1n4, и остальные аутосомные маркеры указывают на северное происхождение — Пермь, Вятку, Поморье, Карелию с примесью сибирских коренных народов, что согласуется с документами о Лесковых и других ‘верхотурских беглых’, вышедших всеми семействами из под Чердыни и Перми Вычегодской.

    1. О моих прапра- и прапрапрадеде Харитоне Львовиче и Льве Никодимовиче Чумутиных тоже такое предположение было, что «из цыган». Волосы мол темные кудрявые, характер вспыльчивый. Но пока не подтвердилось, и думаю, что никогда не подтвердится.

  3. А есть ли более поздние списки крестьян Ложникова (по второй половине XIX века)?)

    1. Здравствуйте! У меня, к сожалению, больше ничего нет. А по второй половине XIX века в государственном архиве Забайкальского края (ГАЗК) Вам скажут, что карточек переписи 1897 г. на хранении нет, метрические книги и исповедные ведомости сохранились частично, по некоторым районам за 1880-1900 гг. вообще ничего не сохранилось. Балейский район — один из таких.
      Есть, тем не менее, исповедные ведомости большинства церквей за 1865 г. Вы можете отправить запрос в ГАЗК на выявление семей Киргизовых по исповедным росписям Ундинской Преображенской и Шелопугинской Покровской церквей.
      В Ложниково по Талангую была церковь — Космо-Дамиановская, построенная примерно в 1903-1905 гг. В ГАЗК есть на хранении несколько метрических книг этой церкви.

      1. Спасибо большое! Хотел бы открыть раздел по Киргизовым. Мои — из Казаковского Промысла, и вот пока неизвестно, как соединить эту ветвь с теми, кто из Ложниково и еще ранее (1719 г.) в Ундинской слободе… Отдельные ли это ветви или все восходят к 1719 г.?

      2. Екатерина, еще раз огромное спасибо за совет по поводу исповедной ведомости! Сегодня получил положительный ответ из ГАЗК:
        «В исповедной ведомости Ундинской Преображенской церкви за 1865 год в списке пеших казаков 7-го батальона селения Ундинского за № 51 значатся вдова Устинья Петровна Киргизова — 43 года, ее дети: Леонтий Стефанович — 29 лет, Николай — 21 год, Леонтия жена Агрипина Андреевна — 23 года, Николая жена Евдокия Платоновна — 21 год. В списке сельских обывателей в Казаковском Промысле за № 624 значатся Василий Сергеевич Киргизов — 39 лет, его жена Харитина (возраст не указан), их дети: Алексей — 12 лет, Мария — 10 лет. В исповедной ведомости Шелопугинской Покровской церкви за 1865 год сведений о семье Киргизовых нет».
        Киргизовы из Казаковского Промысла — это мои! Я уже думал, что о них ничего нельзя найти. Спасибо!
        Касательно Ложниково по Талангую в 1812 г. — здесь никакой связи с моими Киргизовыми нет. В «Сказке о душах мужеска полу Сибирской губернии по указу 1719 г. города Нерчинска» в Ундинской слободе значится бобыль Михайло Киргизов 45 лет, у него дети: Яков 3 года, Лаврентий ½ году. Вероятно, это те же, что и в Вашем документе, но тогда получается явная нестыковка в годах рождения: Михайло 1674 г. и Яков 1716 г. никак не могли встречаться в сказке 1812 года…

        1. Николай, рада за Вас! Похоже, «ваши» Киргизовы к Ложниково не имеет отношения. Вы можете попробовать немного «углубиться» — сделать такой же запрос по исповедным ведомостям Ундинской Преображенской церкви за 1850-1855 гг.
          Сведения о Киргизовых встречаются то тут, то там, но в линии не выстраиваются. Так что о родоначальнике мнение высказывать рано. Мне кажется, ваша линия ведет к серебряным заводам.

          1. Спасибо большое! Да, вероятно, из Ложниково другая линия. Но ведь Казаковский Промысел (насколько я знаю) появился в начале XIX века, значит, они туда пришли из других мест…

            1. Обратите внимание на сословие Киргизовых — в Ундинской слободе казаки (из горнозаводских крестьян), в Казаковском Промысле — сельские обыватели. Возможно, Василий Сергеевич Киргизов — бывший заводской служитель. Нужно «отследить» его семью немного назад по времени — до 1820-1830-х гг. по исповедным ведомостям. И еще вариант — выявить в ГАЗК документы Нерчинского горного округа, касающиеся Казаковского Промысла и его служителей, и искать в них упоминания о Киргизовых.

              1. Спасибо! Да, я тоже обратил на это внимание. Сделал запрос по исповедным ведомостям 1849 и 1829 гг. — ответы пришли отрицательные…

Обратная связь

Ваш адрес email не будет опубликован.