Эвакуация как индустриализация

Фото: kommersant.ru

«Без этого не было бы Победы: 18 млн человек, 2,5 тысячи промышленных предприятий, 1,5 тысячи колхозов и совхозов были эвакуированы за первые четыре месяца войны на восток страны.

На территории, попавшей под немцев, проживало 40 процентов населения СССР. До войны там производилось 33 процента всей промышленной продукции страны и львиная доля оборонки. Главные предприятия военной промышленности располагались на линии Ленинград — Москва — Тула — Брянск — Харьков — Днепропетровск — Николаев. Оставлять все это врагу было нельзя. Альтернатива была жесткой: уничтожать или эвакуировать.

Ничего похожего — ни по количеству вывезенных людей и ценностей, ни по расстояниям, которые пришлось преодолеть, ни по опыту создания запасной, по сути, экономической базы в таких масштабах и в условиях войны — история не знала.

О подвиге советского человека в тылу казенно говорится в школьных учебниках, проиллюстрированных фотографиями подростков и женщин у станков. Но вот что странно: спустя 70 лет после Победы нет ни одного серьезного труда, посвященного беспрецедентному «броску на восток» гигантского экономического хозяйства. Миллионы документов в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) разложены по наркоматам, министерствам, ведомствам и отраслям. И нет исследователя, который составил бы целостную картину великого исхода…»

Полностью статью Александра Трушина, опубликованную в журнале «Огонёк» 30 марта 2015 г., можно прочитать по ссылке: http://www.kommersant.ru/doc/2692858

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.