Святитель Михаил 1-й 27 марта 1784 г. благословил протопопа нерчинского Гробова, по прошению жителей Шивиинской деревни, на речке Турге именуемой, заложить вновь деревянную церковь во Имя Пресвятыя Богородицы, 2 же июля того же года торгинской церкви диакон Козьма Писарев рукоположен священником к этой вновь строющейся церкви, с наказом прилагать всякое старание о построении и украшении сооружаемого храма. Чрез три года храм этот был готов к освящению, и святитель Михаил 9-го апреля 1787 г. благословил закащика освятить новым антиминсом шивиинскую Знаменскую церковь.
Источник: Иркутские Епархиальные Ведомости, № 46, 15 ноября 1886 г.
Что дают эти сведения?
Во-первых, можно с некоторой достоверностью определить время возникновения Шивиинской деревни — 10-15 лет до строительства церкви, то есть конец 1760-х — первая половина 1770-х гг. Кстати, в ГАЗК есть дело, содержанием которого, как мне кажется, никто пока не интересовался, — «Рапорт Епифанцева о выдаче провианта 24 крестьянам, назначенным на поселение в Шивию» (ГАЗК, ф. 10, оп. 1, д. 110). Дело датировано 1730-1753 и 1771 гг. и может содержать сведения, относящиеся к возникновению Шивии (Турги).
Во-вторых, подтвердилась моя версия о связи между Торгинской Знаменской и Шивиинской Знаменской церквями. «Торгинской церкви диакон Козма Писарев» по традиции мог быть сыном священника в Торге (современное село Знаменка Нерчинского района), а в 1780 г. там служил Петр Писарев. Козма (Петров?) Писарев родился в Торге и стал родоначальником новой, тургинской ветви священнической семьи Писаревых.
Здравствуйте! А есть ещё какие-то исторические факты о селе Турга(Шивия). Что стало с церковью? И сколько их было до революции? Был ли свещенник или меряник по инени Михаил до революции(возможно,мой пра-прадед)?
Здравствуйте!
Факты наверняка есть, мы как раз их собираем. Насколько я знаю, церковь была разрушена. У И.Г. Пешкова были сведения о ее месторасположении и сохранившихся могилах.
Церковь с 1787 г. и до XX века была одна, но она несколько раз перестраивалась после пожаров. По какой-то причине — или из-за отсутствия поблизости подходящих материалов, или из-за скудности прихожан — церковь всегда была деревянной, а не каменной. Каменным был только фундамент.
Как ответить на Ваш последний вопрос, не знаю. Вы имеете в виду, был ли в Турге священник Чипчеев? Или мирянин, проводивший молебны в отсутствие священника?
Здравствуйте.
Да, она есть и на карте что Вы в обсуждениях показали.
Я к тому, что соляная дорога вероятно пролегала через
Шивию (Тургу), Шундую и на Ундинскую слободу.
Я думаю, что Ваша карта в общих чертах верна. С деталями, конечно, сложнее.
Соляная дорога была не одна. Во-первых, с течением времени появлялись новые маршруты. Во-вторых, в одно и то же время могло существовать несколько маршрутов. По поводу Ундинской слободы Вы правы, в 1720-1740 гг. в ней находился государственный соляной склад, поэтому должна была быть тележная дорога (или дороги) от озер к слободе — вполне возможно, как вверх по Унде, так и вверх по Талангую.
Несколько слов о названиях. Когда обсуждают название «Долгокыча», то почему-то не принимают во внимание то, что село находится на речке Долгокыча. Село названо по месту расположения — по имени речки, а ее название местного происхождения. Сначала название «Долгокыча» было позаимствовано русскими у бурят или тунгусов, получило немного другое звучание, а теперь мы пытаемся в этом слове найти русские или украинские корни. Зачем?
Турга и Шивия — это все-таки изначально не одно поселения, а два. Это показано на некоторых картах, например, на карте в моей записи выше. Речка Шивия впадает в речку Тургу, у ее устья на одном берегу поселение Шивия, на другом — Турга. В более позднее время два поселения объединились в одно — Тургу. Я нигде пока не встречала информации об этой особенности Турги. Может быть, я ошибаюсь.
В любом случае, спасибо за карту!
Сегодня был разговор, с одним из охотников, что по речкам Шивия и Шундуя ходил. С его слов: — «Была деревня Шундуя, одноимённая с речкой. В настоящее время там только фундамент от церкви и по его кругу, сосны растут с небольшим отступом».
Поместил на карте метку «Шундуя», не знаю правильно ли расположил, но с его слов.
Шундуя есть на старых картах, можно посмотреть вот здесь:
На форуме «Предыстории» есть небольшая ветка о Шундуе: http://www.predistoria.org/forums/index.php?topic=821.0
Село, вероятно, было инородческим.
Сейчас в селе ШУНДУЯ возле фундамента бывшей церкви поставлен православный крест.
Выскажу лишь только свое мнение. Возможно будет опровергнуто или подтверждено в последующем какими-то либо документами.
Первый маршрут соляной дороги из Нерчинска проходил по Урульгинской пади и через край, ныне Ононского хребта, где возможно и был военно-дорожный пост без постоянного проживания под названием «Кыча», в дальнейшем «Долгокыча».
После заселения и обживания Ундинской слободы, был проложен новый соляной маршрут, который сокращал расстояние на соляные озера, как из Ундинской слободы, так и из Урульгинской слободы.
И проходил он немного восточнее первого с выходом через Ононский хребет по руслу речки Шивия в ее устье, на речку Турга.
Возможно по такой причине и первое название поселка — Шивия. С изменение нового пути востребованность к зимовью Долгокыча могла быть временно утрачена. А потребность в селении Шивия возросло.
Думаю что село Шивия, как первый постоянный, временный опорный военно-дорожный пункт мог возникнуть сразу после подписания договора 1727 года.
После прокладки еще одного соляного маршрута от селения Шивия по речки Турга, далее по речки Солонечная и Талангуй, только добавило развитие поселению Шивия. В это же время могло и возникнуть второе наименование поселка — Турга. Все зависело, каким маршрутом двигался караван, по руслу речки Шивия или по руслу речки Турга.
Карта http://maps.yandex.ru/?um=-YDewyowtHyuB1g-NBEoHG9IDQaaBXYF&l=map
Кстати, охотники, бывавшие в местах по руслу речки Шивия говорят о старой находящейся там Екатерининской дороги, тракта.
В Забайкалье все видимые остатки дорог тех времен называют одним названием — Екатерининский тракт.
Спасибо, Екатерина.
Интересный поселок Вы «нарисовали». От Селения Унда, до селения Шивия (Турга), не более 95 километров получается. Вдоль речки Теленгуй, далее вдоль речки Солонечная и на исток речки Турга. И что еще интересно, название речки — Солонечная, явно не относится к коренным местным наименованиям.
С какого источника Вы взяли номера этого фонда — (ГАЗК, ф. 10, оп. 1, д. 110)?
Из описи фонда № 10 «Нерчинская воеводская канцелярия». В деле № 110 около 600 листов, то есть там не только рапорт Епифанцева, а много чего интересного.
О Шивие (Турге) есть еще вот такие сведения: «В 1771 г. для работ на соляном промысле в д. Тургинская переселили приписных крестьян и ссыльных» http://encycl.chita.ru/encycl/concepts/?id=5063 Получается, деревня существовала до 1771 г., что не противоречит моим расчетам.