СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Документы/л. 1/ Г. Ф. Миллер
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРЧИНСКОГО УЕЗДА ИРКУТСКОЙ ПРОВИНЦИИ В СИБИРИ 1
I
Натуральная география Нерчинского уезда
Ее следует заполнить из сочиненной ранее истории Нерчинского уезда.
II
О городе Нерчинске и относящихся к нему острогах, слободах и других достопримечательных пунктах
«Раньше, когда Нерчинск был еще в хорошем состоянии, особенно во время китайских торговых караванов, здесь был представлен обычно один под-секретарь или так называемый подьячей с приписью, который управлял делами вместе с воеводой. Сейчас этого нет уже некоторое время. /л. 4об./ Во время нашего присутствия в 1735 г. весь штат канцелярии составляли шесть канцеляристов и несколько копиистов, и из них еще трех самых умелых забрали в Иркутск. Печать канцелярии представляет собой летящего орла с повернутой назад головой, держащего в когтях землю. Ратуша имеет во главе бургомистра из среды посадских. А при таможне есть инспектор, обычно из дворян или сынов боярских, и таможенный голова из посадских. Первый контролирует продажу вина и кабаки, заботится о продаже соли в пользу казны. Второй исчисляет таможенные доходы как в товарах, так и в деньгах».
Вот эти ниже приведенные две строки из записей Миллера, меня тревожат как имеющие не правильное толкование. Был бы рад, если кто либо мог предоставить факты, опровергающие или подтверждающие мои сомнения.
Цитаты от Миллера:
«Во время нашего присутствия в 1735 г». «Печать канцелярии представляет собой летящего орла с повернутой назад головой, держащего в когтях землю».
1735 год, Миллер описывает печать Нерчинска, что по сути является его гербом. Изображение орла держащего в когтях землю, не укладывается в какое-то общее логическое осмысление. По своей сути герб должен нести в себе определенный смысл, культуру, понимание, веру и дух тех людей, которые его используют. С изображением орла не возникает никаких противоречивых ассоциаций, а вот с землей есть сомнения. В слове земля можно иметь только одно понимание – земной шар.
В музее города Нерчинска увидел рисунок печати Нерчинского воеводства датируемую 1680 годом. Вспомнив описания печати Миллером, не мог заметить явного не соответствия земли и лука в когтях орла. Возник вопрос, в чем и где произошла ошибка? Миллер не мог писать о гербе с такой явной небрежностью и музей Нерчинска не мог сам придумать такое.
Представив в воображении вместо лука змею, нарисовалась похожая картина. Летящий орел держит в когтях змею, а её головная и хвостовая часть изогнуты в противоположные стороны, средняя часть продавлена когтями. Это буквально походит на геометрию лука.
Тогда встает вопрос о правильности написания слова земля. Возможно, что Миллер написал – «держащий в когтях змею», тогда слово земля будет как опечатка в русском тексте, в переводе с немецкого языка такой ошибки вероятно быть не могло.
Что бы найти какое-то логическое подтверждение своим думкам, порылся в «паутине». В общем, на разных сайтах один ответ под разными приправами. Ниже приведу цитаты из одного, более компактного.
http://www.onlinedics.ru/slovar/sim/o/orel.html
«Конфликт между орлом и змеем, либо орел со змеей в когтях отображает победу духа. В этой схватке орел олицетворяет силы добра, а змеи — силы хтонические и злые. Кроме того, орел означает свет неявленный, тогда как змей — неявленную тьму. Вместе они составляют космическое целое, целокупность, соединение духа и материи».
«В христианстве орел — дух, вознесение, вдохновение, духовное усилие, Страшный Суд (когда он выбросит проклятых прочь из гнезда), обновление юности (Псалмы, 103:5). Глядящий, не мигая, на Солнце, он олицетворяет Христа, вперившего очи во Славу Божию, принося птенцов своих к Солнцу, он — Христос, возносящий души к Господу, падая камнем за рыбою в море, Христос, спасающий души из океана грехов. Считалось, что орел обновляет свое оперение, подлетая к Солнцу и бросаясь затем в море, поэтому он олицетворяет воскресение и новую жизнь после крещения, душу, обновленную благодатью. Он означает также вдохновение Святых Писаний, и потому его образ изображается на аналое. Орел, держащий в когтях змею, олицетворяет победу над грехом; орел, терзающий добычу, — дьявола- Эмблема апостола Иоанна и святых Медарда, Приски, Серватия. Один из четырех зверей Апокалипсиса».
Нисколько не сомневаясь в жизненной мудрости и дальновидности наших предков, склоняюсь к мнению, что первый герб соответствовал описи Миллера, только в его записи, полагаю были слова – держащий в когтях змею.
Одних строк выделенного выше указанного шрифта в цитатах, достаточно для Православных воевод и казаков, чтоб принять такой герб.
Неизвестно кто был автором этого герба, но человек явно был не нынешних близоруких взглядов.
Чтобы не компрометировать музей Нерчинска, продолжим искать ответы на происхождение лука. И они есть.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Исторический герб города Нерчинска был создан на основе печати Нерчинского острога, известной с 17 века[⇨] и Высочайше утверждён 26 октября (7 ноября) 1790 года императрицей Екатериной II вместе с другими гербами городов Иркутского наместничества[⇨]. Официально использовался до ноября 1917 года. 21 февраля 2012 года восстановлен в качестве официального символа городского поселения «Нерчинское» и внесён в Государственный геральдический регистр под регистрационным номером 7569[⇨]».
«Исторический герб города Нерчинска был создан на основе печати Нерчинского острога, известной с 17 века».
Из этих слов следует, герб разработан повторно и на основе ранней печати (раннего герба).
Эти записи указывают дату принятия нового герба – 1790 год. Миллер описал печать (герб) 1735 годом. Получается после 1735 года и до 1790 года, в период протяженности в 55 лет произошла подмена змеи на лук. Причины могли быть следующие – не верно составленный эскиз для производства новой печати, не верно прочитанный эскиз. Но в любом случае изменение первоначального герба было не официально и не преднамеренно. Вот так могли натянуть тетиву на змею и уничтожить весь смысл в символике.
Описание символики герба
«Герб городского поселения «Нерчинское» воссоздан на основе исторического герба окружного города Нерчинск Иркутского наместничества, Высочайше утвержденного 26 октября 1790 года (по старому стилю). Подлинное описание исторического герба гласит:
«Въ серебряномъ полѢ черный, летящiй, одноглавый орелъ. (Старый герб).
Понятие «Старый герб» относится к городам, имевшим гербы до создания в России по указу Петра I Герольдмейстерской конторы (до XVIII века). На печати Нерчинского острога (первоначально острог Нелюдский, Нелюцкий) 1692 года был вырезан летящий одноглавый орёл. На более поздних печатях XVIII века в лапах орла появился лук. Вероятно, это было связано с обострением между Россией и Китаем за Даурские земли. При создании герба 1790 года Герольдмейстерская контора воспользовалась печатью 1692 г. тем более, что к этому времени границы с Китаем были чётко определены Кяхтинским договором 1727 года и придавать воинственность орлу не требовалось».
Думаю, что изначально герб имел две фигуры – орла как символ светлых Православных сил и змею – символ побежденного зла и нечисти. Одно без другого не имеет смысла.
Орел, держащий в когтях лук, не несет никакого здравого понимания. Это вроде бы было то, что Георгий Победоносец колет копьем вместо змеи тот же лук. Возможно, по такому восприятию Екатерина ll не утвердила в гербе этот абсурд.
Музей Нерчинска датирует нарисованную копию печати 1690 годом, что не попадает не под одно утверждение той же энциклопедии, где говорится, что такое изображение было на поздних печатях 18 века. До этого периода энциклопедия предлагает герб только с одним орлом. И впоследствии с 1790 года на гербе изображен только один летящий орел, последнее, наверное, будет правильным.
Может не прав, но таково мое мнение. И виноват в том Миллер.
Но Ваше добавление переводом в словах земля и лук, доказывает, что в когтях был изображен лук.
Спасибо за ещё один вариант перевода, из которого следует, что не правильно в записях по Миллеру, могла быть допущена и такая ошибка.
По поводу символики. В данном случае я обсуждаю конкретный рисунок этой гербовой печати. В нем расположение летящего орла выглядит так, как орёл взмывает вверх после атаки на жертву и держит её в когтях. Так орлы производят охоту. Если жертва тяжела и живуча они бросают её с высоты для удара об землю и атакуют повторно.
Конечно, если бы орёл был изображён в другом ракурсе, например сидящий с развернутыми крыльями и держал лук, да ещё и со стрелами, это уже будет нести определённый смысл.
Но с изображением, на печати Нерчинска в позиции орла читается атакующий текст. Значит в его лапах должно быть не оружие, в таких случаях у него в лапах обычно бывает жертва.
Миллер писал по-немецки. Считается, что переводчик ошибся и вместо Bogen (лук) прочитал Boden (земля, грунт). Разница между двумя словами только в одной букве. Змея по-немецки — Schlangen, у Миллера в тексте такого слова, получается, не было. Подробнее — в статье И. Куренной по ссылке: http://magazines.russ.ru/sib/2007/2/ku9-pr.html
На печати Албазинского острога орел также держит в лапах лук и стрелу — http://geraldic.taba.ru/Obnovleniya/Karta_sayta/ROSSIYa/516964_Simvolika_na_pechatyah_Sibirskih_gorodov.html
Есть ли какая-то связь между символикой Албазина и Нерчинска?