Православная церковь в Восточной Сибири в XVII – начале XX века

В сети доступна книга Дулов А.В., Санников А.П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII – начале XX века. Иркутск, 2006. Встретил в ней интересные статистические данные о Нерчинском Успенском монастыре, которые приведены без ссылки.

Хозяйство монастыря имело местное значение. В 1712 г. к нему было приписано 4 селения: Монастырское, Шивки, Кирочи и Каменское. Они насчитывали 17 дворов, в которых проживало 23 вкладчика и 10 пашенных крестьян. В 1719 г. население монастырских вотчин составляло 50 душ м.п., в 1730-е гг. оно увеличилось до 100 душ м.п., в 1744 г. за монастырем числилось уже 150 крестьян. В 1754 г. к монастырю были приписаны земли у озера Шакша и Шакшинское селение.

Откуда могли взяться сведения про крестьян и вкладчиков в 1712 году?

Комментарии

  1. В книге Л.П. Шорохова «Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVIII вв.» о Нерчинском Успенском монастыре упоминается очень скупо. Вот буквально вся информация о монастыре. Стр. 30, глава I «возникновении сибирских монастырей:» В 1706 году по указу Петра I в шести верстах к юго-востоку от Нерчинска , на правом берегу реки Шилки, был основан Нерчинский Успенский мужской монастырь. К 1735 г. в монастыре была построена Каменная Успенская церковь. Первым иегуменом Нерчинской обители стал её строитель монах Варсонофий. В 1773 году в монастыре осталось всего три монаха и он был закрыт.»
    В главе II «развитие корпоративно-вотчинного земледелия» , стр. 60: «Нерчинский Успенский монастырь к середине XVIII в. приобрел по рекам Онону, Унде, около озера Шакша 54 десятины пашни, 500 десятин сенокосных угодий, также использую при этом прямой захват земли у местного населения. Накануне секуляризации монастырь владел 150-ю податными душами.
    Площадь пашни в конце XVII в. — в середине XVIII в. 54 дес.
    Зависимое население — 150 м.п.
    кол-во сел и деревень — 1
    В Нерчинском монастыре в 30 — х годах XVIII в. крестьяне пахали на монастырь 10 десятин.
    В главе 3 «монастырские крестьяне»:
    «численность монастырский крестьян в Нерчинском монастыре:
    I ревизия 1719 год — 50 душ м.п., II ревизии 1744 г. — 150 душ м.п., III ревизии 1763 г. — 157 душ м.п.»

    1. Спасибо! Вот выписки из книги Шмулевича.
      В 1708 году по челобитной жителя Никиты Мары и по решению Сибирского приказа при впадении в Шилку с юга р. Арзамасовой и в шести верстах от Нерчинска был основан Нерчинский Успенский монастырь [диссертация Кашик]. В присуде этого монастыря в 1710 году было 3 деревеньки, в 17 дворах которой проживали 23 вкладчика и 10 пашенных крестьян мужского пола [РГАДА, ф. 199, оп. 2, порт. 481, ч. 7, л. 105об.; портф. 517, ч. 1, д. 19, л. 5].
      К 30-м годам число вкладчиков, по данным Миллера, достигло 100 человек [Там же, ф. 199, оп. 2, портф. 256, ч. 2, д. 1, л. 26].
      По второй ревизии (1744 год) за монастырём числилось 150 крестьян [Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях Российской империи с биографическим указателем, т. 1, СПб, 1890, № 547, с. 277].

        1. Спасибо, Екатерина! Как Вы полагаете, у Миллера есть имена-фамилии крестьян и вкладчиков, или только статистические данные?

          1. Алексей, судя по описанию, портф. 481, ч. 7 — это ответы Нерчинской воеводской канцелярии на опросник Миллера. Канцелярия могла сделать копии с каких-то документов, хранившихся в местном архиве, если они имели большое значение. М.М. Шмулевич ссылается только на один лист документа — 105 об., так что скорее всего, это статистические сведения о населении монастыря.

            Портф. 517, ч. 1, д. 19 — это описание тележной дороги от Нерчинска до Читинской слободы на русском языке на 6 листах. М.М. Шмулевич ссылается на лист 5. Не очень понятно, зачем в таком документе нужны сведения о количестве вкладчиков и крестьян в монастыре.

            У меня же вот такой вопрос: в связи с чем было учтено количество деревень, дворов, вкладчиков и крестьян монастыря в 1710 г.? Не имеет ли это отношение к подворной переписи 1710-1711 гг.?

            1. Екатерина, как мне кажется, тут два варианта. Либо это подворная перепись 1710 года, либо крестьяне и вкладчики были пересчитаны перед их припиской к монастырю.

  2. Книга П. Громова интересна, но малоинформативна. Текст П. Громова практически полностью повторяет священник Иоанн Корелин в статье о Нерчинском Успенском монастыре, опубликованной в «Иркутских Епархиальных Ведомостях» (1883 г., №№ 44, 45).

    Вот что удалось найти в диссертации М.В. Анахиной «Русская православная церковь в Забайкалье: XVII — начало XX в.»:
    «В 1708 г. по челобитью Никиты Мары и по решению Сибирского приказа в шести верстах от Нерчинска был основан Успенский монастырь. Монастырю к 1710 г. принадлежали 3 деревни, в 17 дворах которых проживали 23 вкладчика и 10 пашенных крестьян мужского пола. В 50-х гг. этому монастырю принадлежало по рекам Онону, Унде, около озера Шакша 54 десятины пашни, 500 десятин сенокосных угодий». Ссылка на источник — Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья (XVIII — середина XIX в.). — Новосибирск, 1985. — С. 132-133.

    В этой же диссертации далее:
    «По данным Л.П. Шорохова, к cередине XVIII в. монастырям принадлежали: … Успенскому Нерчинскому 54 десятин пашни, 1 деревня со 150 душами». Ссылка — Шорохов Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII — XVIII вв. — Красноярск, 1983. — С. 59.

    Получается, нужно будет просмотреть и эти две работы.

    1. Просмотрел несколько страниц из Шмулевича, которые ранее отсканировал. Он утверждает, что статистические итоги переписи 1710 года имеются в РГАДА, фонд 248, опись 2, книга 17. Возможно, статистическая информация о монастырских селениях взята из этой книги.

  3. Мне кажется, что источник — это ‘Громов П. Начало христианства в Иркутске и святый Иннокентий первый епископ Иркутский. Иркутск, 1868’. Эта книга есть в РГБ, я могу проверить на этой неделе, нет ли в ней какой-нибудь дополнительной информации.

Мой комментарий