В газете «Нерчинская звезда» от 23 июня 2015 года опубликована интересная статья Александра Литвинцева, посвящённая истории Урульгинской Николаевской церкви. Судя по всему, автор пользовался клировыми ведомостями указанной церкви. В перспективе планирую тоже обратиться к этому источнику.
Безмолвный юбилей
В тихом, почти исчезнувшем селе Волочаевке Нерчинского района стоит одинокая, всеми забытая, церковь. Когда-то она была приходской для жителей более 15 сел и деревень – от Урульгинской слободы, как тогда называлась Волочаевка, до Матусово и Жидки, что расположены в современном Балейском районе. До неё здесь стоял деревянный храм, построенный первыми поселенцами ещё в 1704 году. Простояв век, он обветшал, и ровно 200 лет назад, в 1815 году жители построили новую каменную церковь с колокольней и двумя приделами. Первый, главный из них, отапливаемый даже в самые лютые морозы, был назван в честь Святого Чудотворца Николая. Второй, пристроенный с южной стороны, – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, был холодным – службы в нем велись только в летнее время. С тех пор во всех документах духовного ведомства церковь именовалась Урульгинской Покрово-Николаевской.
По штату 1722 года в ней служили два священника, один диакон и четыре причетника. Одним из первых настоятелей храма был Иоанн Григорьевич Подгорбунский – выпускник Нерчинского Духовного училища. Еще в старой деревянной церкви, в 1813 году начал он свое служение Богу в чине дьячка. В 1820 году был переведен в Храм Рождества с. Шивия, в 1821 – в церковь Успения Пресвятой богородицы с. Монастырского, а 15 июня 1824 года был рукоположен в священники и направлен настоятелем Покрово-Николаевской церкви в родную уже Урульгинскую слободу, где и служил до 1850-х годов.
Первоначально собственных пахотных и сенокосных земель при церкви не было, она и штат содержались за счет прихожан и домашних подворий служителей. В 1837 году церкви было отведено 198 десятин пахотной и 55 десятин сенокосной земли, которую обрабатывали прихожане. С 1848 года появился у нее и свой староста – заводского ведомства 3-й гильдии купец деревни Макарово Никифор Николаевич Попов.
В 1849 году штат был изменен, теперь он состоял из двух священников, дьячка и пономаря. При этом им были положены оклады на годовое содержание: священнику 160 рублей серебром в год (через 50 лет эта сумма достигала уже 300 рублей), дьячку – 40, пономарю – 32. В эту пору вторым священником в Покрово-Николаевской церкви был Евстафий Иванович Подгорбунский (вполне возможно – сын И. Г. Подгорбунского), выпускник Иркутской Духовной семинарии. Число прихожан из всех приписанных сел и деревень тогда достигало 2678 человек.
В 1872 году при церкви открылось приходское попечительство. Увеличение числа жителей в селах, а также отдаленность многих из них от храма на десятки и сотни километров требовало строительства новых церквей. Тщанием прихожан вскоре стали появляться небольшие деревянные церкви: в 1875 году – Ильинская в Усть-Теленгуе, в 1891 – Ильинская же в Верхнем Теленгуе, в 1892 – Михайло-Архангельская в Апрелково, а в 1890 году на средства Кабинета Его Императорского Величества была построена Петро-Павловская церковь на Урульгинском золотом промысле. Все они были приписаны (подчинялись) к Урульгинскому Покрово-Николаевскому храму.
К началу XX века церковь, обнесённая каменной оградой с деревянной решеткой, начала ветшать. Вследствие осадки храма и четырёхкратного разрыва связей свод его повредился и был не совсем благонадежен. Следы попыток ремонта металлических стяжек, а также провалы потолка видны внутри его до сих пор.
Причт церкви в 1903 году состоял из священника и двух псаломщиков. Одним из последних её настоятелей был Аполлинарий Иоаннович Литвинцев 1866 года рождения, сын дьячка из с. Шелопугино. Закончив Иркутскую Духовную семинарию, в 1886 году он был определен псаломщиком Богородице-Казанской церкви с. Николаевского Читинского уезда. По прошению матери в 1888 был переведён в Шелопугинскую Покровскую церковь. В 1889 в чине диакона служил в Церкви Успения Пресвятой Богородицы с. Монастырского, а через год – снова в Шелопугино. В 1891 году Аполлинарий Иоаннович был рукоположен в священники Онон-Борзинской Иннокентиевской церкви, через год переведён в Троицкую церковь Сухановой слободы (Бушулей), в 1897 – в Ломовскую Иоанно-Предтеченскую церковь, в 1901 – в Аргунскую Вознесенскую. 22 февраля 1903 года отец Аполлинарий был назначен настоятелем Урульгинской Покрово-Николаевской церкви.
Через полтора десятка лет грянула революция, в 1923 году Урульгинская слобода стала Волочаевкой (в память об известных событиях на Амуре), церковь была закрыта и подверглась разграблению, как и многие другие храмы России. Сегодня она одна из немногих сохранившихся с тех давних пор в Нерчинском районе.
Александр Литвинцев.
Оригинал записи опубликован здесь.
впервые увидел. особо интересно сходить по ссылке и почитать какого-то Моцара. умник. моё, значит, хреново, а что гениального написал сей оценщик? — познакомьте кто в курсе. и, да, это всего лишь по одной из клировых. просто чтобы привлечь внимание к сему храму. и привлёк: и жители села его теперь как могут сохраняют, и исследователи (видел публикашки) интересуются. прошли годы, об этом (и не только этом) храме много чего собрал, умник, дорастайте
zabinfo.ru
Алексей, спасибо! Я в какой-то мере согласна с комментарием А. Моцара в ЖЖ. Видно, что автор работал с клировыми ведомостями, но статья пестрит датами и названиями, читается тяжело.
Есть неточности: с 1861 г. Ундино-Поселье, Матусово, Жида (не Жидка!) находились в самостоятельном приходе — Ундинской Покровской церкви. Далее, за один год каменную церковь с двумя приделами не смогли бы построить. Новотроицкая Троицкая и Ундинская Преображенская строились примерно с середины 1800-х до конца 1820-х. Урульгинская слобода в то время была меньше Новотроицкой и Ундинской, так что вряд ли прихожане «осилили» бы такую церковь за пару лет.
У меня пристрастная позиция в этом вопросе: я приветствую любые новые материалы по истории Урульгинской Николаевской церкви.
В архиве имеются исповедные ведомости Ундинской Покровской церкви за 1859 год, где упоминаются Несмашные. Скорее всего, приход открылся как раз в этом году.
По поводу каменной церкви — согласен. В следующую поездку, если хватит времени, попробую поработать с клировыми ведомостями. А вот история постройки церкви наверняка описана в документах закрытого 282 фонда. Увы.
Если не ошибаюсь, более ранние клировые ведомости (1830-1870-е гг.) хранятся в 282 фонде, а более поздние (1880-1910-е гг.) — в 8 фонде. Хотя могут быть и исключения.
Спасибо, посмотрю. Несколько клировых ведомостей за 1830-1840-е годы хранится в ГАИО.