Григорий Беломестнов и «Книга памяти»

– Вообще я учитель истории, – рассказывает Григорий Иванович. – Собирал материал о воевавших земляках всю сознательную жизнь. Вплотную занялся поисковой работой, когда перешёл в музей.

«Вплотную» – это почти восемь лет каждодневного, по 8-12 часов, труда. Списки участников войны составлялись во все послевоенные годы (как правило, это делали к юбилеям Победы военкоматы и другие организации). Начал со списков, составленных в 70-х годах сотрудниками музея, с изучения пяти томов прежней «Книги памяти», изданной в 90-х. Помогают краеведу сайт Министерства обороны РФ, семейные архивы борзинцев (фронтовые письма, фотографии, похоронки), устные рассказы свидетелей войны, их детей и внуков.

«Многие звонят, пишут – с Ногинска, Симферополя… Со всей страны! Переживают, чтобы их фронтовика не забыли включить в книгу, делятся материалами. Без всего этого за сто лет бы не сделал столько, сколько сделано к сегодняшнему дню!» – признаётся историк. Ведь, казалось бы, что проще – военкомат призвал, соответствующие записи сохранились, сведения о погибших тоже есть… Как бы не так!
В книге военкомата – сведения о 9 тысячах человек, призванных с территории Борзинского района. Погибших из них – примерно половина. Но нужно иметь ввиду, что Борзинский район в 1941 году был совсем иным. В феврале 1941 года Ононскому району отошли Соловьёвск, Красная Ималка, Кулусутай, Новая Заря… Соловьёвск потом вернули обратно, и его жители, призываемые в 1941 году Ононским военкоматом, получается, позже вновь становились борзинскими…

Прочитать статью полностью можно на сайте газеты «Земля» (№17 от 22 апреля 2015 г.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.