Кресты на сопках Забайкалья (сопки Крестовая, Крестовка, 9пятница, 10пятница)

Горы с крестами на вершинах в Забайкалье есть практически везде в местах раннего заселения русскими. В том числе и в родном Новотроицке и г.Нерчинске, есть горы 9 пятница (Крестовка) и гора 10 пятница.

на картах много гор с названием  «Девятая пятница», например у сел: Казаново, Чирон, Усть-Теленгуй, Джида, Аренда, Турга, Кондуй, Тайна, Маньково, Бырка, Батакан, изредка попадается «Десятая пятница»

 

 

 далее по ссылке

 http://albert-motsar.livejournal.com/653977.html

 

 

 

 

Ранее в дореволюционное время, да и в советское время но уже не так многолюдно, на данные сопки совершался крестный ход верующими. Откуда пошла такая традиция и почему она столь длительное время сохранялась, а в последние годы даже пытаются ее возродить?

По моему мнению принесена она естественно была с западной части России первыми поселенцами, возможно выходцами с Перми.

Из истории крестных ходов

 Начало крестных ходов восходит к ветхозаветной истории. Их прообразы совершали цари Давид и Соломон. В древнем Израиле, когда задумывалось какое-либо важное дело, для поспешения которого нужна была молитва всего народа, устраивались народные процессии с несением Ковчега Господня.

В новозаветной истории установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим — образец крестного хода, данный самим Господом, который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову».

В состав христианских богослужений торжественные шествия с крестом во главе вошли еще в глубокой древности. Константин Великий (III-IV вв.) отправлялся на войну не иначе как в сопровождении священников, а перед сражениями совершал крестный ход. Император Юстиниан (V-VI вв.), зная чудодейственную силу крестных ходов, законодательно определил время и порядок совершения крестных ходов, отмечая особо его необходимость перед строительством храмов и монастырей, а также запретил совершать крестные ходы без епископов и священников.

В дальнейшем всякое выдающееся событие Церкви ознаменовалось крестными ходами: основание и освящение храмов, перенесение мощей и церковных святынь, встреча народом и духовенством архипастырей и царей, торжественные и государственные празднества — всегда сопровождались общими молитвами с крестными ходами. Не только во дни радости, но и во дни скорби проводились крестные ходы. Так, во время трехмесячного землетрясения, постигшего Константинополь, прошел умилостивительный крестный ход под предводительством императора Феодосия Младшего и патриарха Прокла.

На Руси всегда любили крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скоропоспешение в помощи небесных заступников, чествуемых во время крестного хода, была безгранична.

Да и история Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с крестным ходом: первым крещениям киевлян предшествовал торжественный крестный ход к месту крещения — реке Днепр.

Невидимой духовной нитью связали крестные ходы все века русской истории: Крестным ходом торжественно переносили мощи первых русских святых — страстотерпцев Бориса и Глеба.

Не раз Москва — сердце России была спасаема от нашествия иноплеменников и иноверцев покаянными крестными кодами. Например, с Владимирской иконой Божией Матери Москва обносилась в 1395 году во время нашествия Тамерлана и в 1480 году во время нашествия Ахмата.

Во время Великой Отечественной войны осажденный Ленинград крестным ходом обносили Казанской иконой Божией Матери.

К 2000-летию Рождества Христова через всю страну прошел многомесячный крестный ход. (информация с сайта http://www.irgen.ru/st/kr_hod_history.html)

Почему же крестный ход совершался именно в девятую пятницу и гора носила это же название? Цитата с сайта blagosever.ru 

Набег этот был самый сильный из всех прежде бывших, по многочисленности скопищ вражеских, и самый губительный как по количеству городов и селений, опустошенных варварами на пространстве нескольких сот верст и по числу погибших от руки врагов, так и по жестокости, изуверству и кровожадности грабителей, которые нигде, никому и ничему не давали пощады, истребляя все огнем и мечем. Но, кажется, этот набег был последним, и здешняя страна с этим последним опустошением избавилась от новых вторжений; в летописях нет больше известий о вторжениях Сибирских народов после этого. 

Да и нельзя было ожидать сего, когда Ермак в следующем 1582 году внес оружие в Сибирь и теснил тамошние народы в их собственной стране, покорил их и привел в подданство Государю Московскому. В благодарственное воспоминание избавления от нашествий вражеских и установлен крестный ход в девятый пяток по Пасхе. Установлен же он, вероятно, вскоре после 1581 года, но ни в каком случае не раньше 1585 года и не позже 1657 г.; начало свое восприял он тогда, когда Соликамск был под ведением епископов Вологодских, а Вологодская епархия, с упразднением епархии Велико-Пермской и перенесением кафедры Усть-Вымских архиереев в Вологду, учреждена в 1585 г. Соликамск входил в состав Вологодской епархии с 1585 года до открытия епархии Вятской и Велико-Пермской в 1657 году.

Крестный ход этот с начала его учреждения до 1709 года совершался в девятый пяток по Пасхе, но в 1709 году Пыскорские священники стали просить, чтобы им разрешено было приходить с иконами из Пыскора в г. Соликамск ко времени крестнаго хода в девятую пятницу, и преосвященный Дионисий, узнав по этому случаю о существовании крестного хода в такой день, который не празднуется церковию, и с которым не соединено особенных церковных воспоминаний, и находя несообразным с духом христианства празднование пятницы, которая как будто олицетворяется простым народом в лице св. мученицы Параскевы, и неприличным крестохождение в этот день, или по другим каким причинам, отменил совершение обычая в этот день, а повелел исполнять в следующее воскресенье, т. е. в десятую неделю по Пасхе, или во вторую неделю по пятидесятнице. 

Хотя в 1710 году жители просили разрешения совершать крестный ход по-прежнему – в пятницу, ссылаясь на обет предков и на привычку народа стекаться для богомолья именно в этот день, и на оскудение церковной казны от малого стечения богомольцев в воскресенье; но преосвященный Дионисий 5 февраля 1711 года снова подтвердил, чтобы крестный ход был в следующее воскресенье, но разрешил в девятый пяток праздновать св. мученице Параскеве без крестохождения. Так продолжалось до поступления в 1718 или 1719 г. на Вятскую епархию преосвященного Алексия. 

Так как народ издавна привык праздновать древнее установление в пятницу и пришлые богомольцы по старому обыкновению продолжали приходить в Соликамск на поклонение св. мученице Параскеве и для участия в крестном ходе в девятую пятницу и не дожидаясь следующего воскресенья, в которое велено быть ходу, расходились по домам и от этого стечение богомольцев в воскресенье при крестном ходе было весьма незначительно, то настоятель Соликамского Вознесенского монастыря игумен Матфий, протоиерей Кирилл с градскими священниками и прихожанами в 1719 году просили преосвященного Алексия разрешить по-прежнему совершать крестный ход в девятую пятницу, а не в воскресенье, каковое разрешение и было дано преосвященным (129). 

 Таким образом, с 1719 или 1720 года крестный ход по-прежнему стал быть в пяток девятой недели по Пасхе. Так продолжается и поныне. Но почему именно ход этот совершается в девятый пяток по Пасхе, а не в другое какое время и не в другой день, достоверно сказать нельзя. В вышеприведенном прошении духовенства и прихожан на имя преосвященного Алексия, в подтверждение издревле существовавшего обычая совершать крестный ход именно в девятую пятницу, показана та причина, что в той день град и люди от оных супостатов избавися. Но это не справедливо, потому что известные по летописям набеги не совпадают с этим временем, которое приходится в мае и июне: первый набег был около страстной недели и Пасхи, второй в июле около 15 числа, третий в сентябре, да и нельзя было сказать, что люди избавились тогда от супостатов, напротив, во время первого и последнего вторжений селения были разорены, посад сожжен и много людей погибло. 

Акт, в котором употреблено выражение это, относится не ранее как к 1719 году и, след., писан спустя более ста лет от начала учреждения крестного хода: поэтому немудрено, что в него вкралась мысль, несогласная с обстоятельствами, которую составители прошения могли поместить для того, чтобы придать более силы своей челобитной и убедить преосвященного дать разрешение на совершение крестнаго хода именно в пятницу, а не в воскресенье. Пятница издревле была на Руси днем торговым, и в особенности народ собирался на торжки в девятую и десятую пятницы по Пасхе, так как тогда по наступлении лета время бывает самое благоприятное, а по случаю окончания весенних работ и посевов и пред наступлением летних полевых работ свободное и для торжков самое удобное.

Получается, что изначально русские в знак благодарности богу за избавление от вражеских нашествий совершали крестные ходы, в дальнейшем может быть добавился како-то иной смысл. Что касается Забайкалья, скорее всего более менее значительное по численности население ставило кресты на самых высоких близлежащих горах практически сразу после обустройства на новом месте. Для представителей других народов- это было указанием о принадлежности этих земель русским. Возможно это было место поклонений в первое время пока не было собственного храма и крестный ход на гору символизировал путь Христа на Гогофу. Опять же гора ближе к богу, а само размещение креста на горе, чтобы он всегда был виден и служил напоминанием о боге, тем более что сопок в наших краях хватает…

Комментарии

    1. Добавить фото в библиотеку («Добавить медиафайл» на верхней панели), потом сделать новую запись («Добавить запись» там же) и вставить в нее файлы, можно с текстом.

Мой комментарий