В.Н. Шерстобоев
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ КРЕСТЬЯН НА АРГУНЬ
«Откроем еще одну страницу прошлого илимского крестьянства, затерянную среди многих томов русской летописи. В 1723 году в Илимском остроге и в острогах и слободах воеводства появилось необычайное лицо — иркутский сын боярский Алексей Главинский, который «по указу его императорского величества и по инструкцыи» производил отбор крестьян «для преселения в Дауры на Аргунь к серебряным заводам» (арх. № 164, св. 17, лл. 197— 199). Он отобрал 100 пашенных крестьян и хлебных обротчиков, которые должны были вместе с семьями, т. е. в числе около 1000 человек, ехать через Иркутск на место назначения. Отбор охватил почти все волости Илимского воеводства; число назначенных к переселению дворов составляло:
Братский острог ……………………………………….23
Яндинский острог …………………………………….11
Верхне-Илимская слобода ……………………….1
Ново-Удинская слобода ……………………………5
Илгинский о с т р о г …………………………………12
Тутурская слобода …………………………………..4
Орленская слобода …………………………………5
Усть-Кутский острог ………………………………….5
Криволуцкая слобода . . . , ………………………..9
Киренский о с т р о г …………………………………7
Чечуйский острог ….. ……………………………. 9
Нижне-Илимская слобода …………………….. 9
Таким образом, пашенные крестьяне и хлебные обротчики Илимского воеводства, столь недавно освоившие северно-таежные пространства Ангаро-Илимо-Ленского края, используются 28 Илимская пашня, т. 1 433 Петром I для земледельческой колонизации Приаргунья. Землепашцы с берегов Илима, Лены и Ангары несли на новые места свои хозяйственные навыки, свои агрономические знания, приобретенные тяжелым трудом. Видимо, из Илимского воеводства направлялись частично люди в Дауры для развития земледелия и в более раннее время, как о том можно судить по челобитью Афанасия Сенотрусова в Сибирский приказ. Он в 1703 году просил поверстать его в службу и, в частности, ссылался на заслуги своего отца, умершего в Нерчинске в 1702 году. Отец был послан из Илимска «и велено ему в Нерчинску учинить хлебной пахоте опыт, и завесть пашню. Приехав учинил опыт и хлеб сеял и за помощью божиею по тому опыту хлеб в Нерчинску уродился. И на то смотря, тутошные жители учали пашни разводить и хлеб сеять». На обороте помета: «Поверстать»1. Способ отбора людей на Аргунь отчасти раскрывается из-за явления хлебного обротчика М. Попова от 2 сентября 1723 года: «В нынешнем, государь, 723-м году августа в… день по указу вашего величества и по выбору Нижно-Илимских выборных пашенных крестьян записан я, раб твой, иркутскому сыну боярскому в записку для поселения на Аргунь на пашню. А оные выборные десятцкие Семен Белобородов, Василей Лыткин выбрали меня, раба твоего, в неволю. И я, раб твой, нищ и убог и одинак и поднятися мне, рабу твоему, для оного поселения в Дауры на пашню нечем. А по указу в Илимское воеводство велено для того поселения в Дауры на пашню выбирать людей добрых и прожиточных и семьянитых, а одинаких не выбирать» (арх. № 164, л. 215). Следовательно, отбор осуществлялся представителями крестьянства, десятскими или специально выбранными для этой цели лицами. Приведенный документ вместе с тем раскрывает один из известных нам протестов против отправки с места, ставшего второй родиной, в дальние даурские края. На заявлении имеется помета илимского земского комиссара, как назывались тогда вое воды,— «Послать указ, велеть справиться». Конца дела нет, но его можно восстановить, прочитав в другом документе (арх. № 213, лл. 122— 123) имена крестьян, действительно отправленных на серебряные рудники. Челобитчика среди них нет. Еще один протест против переселения становится известным из письма, отправленного «наборщиком» А. Главинским в Илимск 19 августа 1723 года: «Благородный господин, илимский земский камисар Петр Иванович, по указу его императорского величества выбрал я в Чечуйску — остроге пашенных крестьян и хлебных обротчиков на Аргунь. А ныне оные крестьяне и хлебные обротчики против посланного моего иркутцкого служилого Прокопья Байбалова (м. б. Байкалова?) учинились ослушны и не пошли, а именно — Июда Солодов, Сидор Черных. Того ради прошу, дабы [по] указам его императорского величества повелено было крестьян выслать в Иркутск (в подлиннике обычное— «выркуцк») с нарошным посылыциком». На письме рукой Соловарова написано: «О высеки (высылке?) послать указ», т. е. послать указ приказчику Чечуйского острога о высылке ослушных крестьян. Такой указ о высылке «под опасением немалого штрафа» имеется в делах Чечуйского острога (арх. № 164, л. 207). Двое крестьян из Яндинской волости жаловались в Иркутск, что «яндинские пашенные крестьяне выбрали к тому набору пашенных же крестьян Никифора Анцыферова, Василья Суслова и оные выборщики Никифор с товарыщем, наровя себе и детям своим и внучатам и братьям и племянником и родственником своим, прожиточным и семьенистым.., наровя и другим соседям своим, пашенным крестьянем семьянистым и прожиточным… от оного на бору свободили. А их (т. е. челобитчиков) напаткою своею выбрали, недостаточных и увечных». Они просили выбрать других. Иркутск предложил Главинскому расследовать это заявление и выбрать «добрых и пожиточных и семьянистых» (Россыпь, № 54, св. 6, лл. 154— 155). Вероятно, протестов было больше, но они до нас не дошли. Есть, правда, один случай, когда крестьянин поехал добровольно; но, в общем, вряд ли кому хотелось сдвигаться с освоенного места, бросать хозяйство и менять привычную жизнь на неизвестные перспективы. Зажиточная часть деревни, пользуясь своим влиянием, в ряде случаев добивалась выбора переселенцев из бедноты. Несомненно, что на местах отбор людей для переселения на Аргунь шел по указке богатых крестьян и был использован в личных целях приказчиками и крестьянской администрацией. Об этом говорит дело об отправке в Дауры усольского соловара Степана Карпова. Усть-Кутский приказчик Яков Косыгин вместе с «наборщиком» наметили отправить на Аргунь содовара (арх. № 164, лл. 156 и 161). Из последующих дел выясняется, что на приказчика был послан «пищиком» донос в Илимск (лл. 166— 168). За содовара, увеличивавшего добычу соли и исправлявшего ошибки его предшественника, вступился воевода Содоваров. Приказчик должен был подчиниться, и вместо Карпова на Аргунь был послан из Усолья пашенный крестьянин С. Р. Головин (л. 189). Можно отметить еще случай, когда сын крестьянина, оставшийся по болезни дома, просил не отсылать его на Аргунь, к отцу. Это был Семен Большая Шапка, пашенный крестьянин из дер. Болыпе-Окинской. Но, хотя со времени отъезда на Аргунь прошло 3 года, воевода дал Семену подорожную и выслал его в Иркутск (Россыпь, № 66, св. 7).
Отобранные на поселение к серебряным заводам крестьяне должны были собственными средствами выехать в Нерчинск на Аргунь в том же 1723 году. В россыпи дел Илимского воеводства имеются два черновика письма воеводы Соловарова от 12 сентября 1723 года, посланные Тутурскому приказчику Ивану Буторину, освещающие путь движения группы крестьян на Аргунь. В первом дается указание о 4 семьях пашенных крестьян Тутурской слободы, что им необходимо «сеяный хлеб снять и всякие свои пашенные заводы распродать», для чего приказчику предложено оставить по одному человеку из семьи, а остальных, с женами и детьми, выслать нынешним летним (?) временем. Одиноких же не высылать до зимнего времени, и взять с них поручные. Второе письмо, являющееся, надо полагать, как, и первое, ответом на запрос приказчика, относится к 20 семьям пашенных крестьян Нижне-Киренской, Криволуцкой и Усть-Кутской слобод, которые «доехали де до Тутуры, а иные до Качику и кони их все пристали, а подняться до Иркутска не на чем». Соловаров предлагает приказчику: этих крестьян из Тутурска не высылать и на прежние жилища не отпускать, а «ехать им по первому зимнему пути неотложно». На основании этих писем можно догадываться, что все трудное дело переселения за 2000 верст легло на плечи самих переселяемых. Из других дел видно, что за ними шли неотступно все старые платежи и недоимки. На место ушедших крестьян, в их пашню, как тогда выражались, стали садиться другие крестьяне, хлебные обротчики, крестьянские неверстанные дети и другие представители илимского населения. Совершалось это обычным путем: желающий занять место подавал челобитную приказчику, который пересылал ее в Илимск, там приказная изба (в 1726 г.— земская изба) давала справку, что земля свободна, земский комиссар писал «приговор», приказчику посылалась наказная память или указ. Уже в конце 1723 года началась подача таких челобитных. Если этот порядок нарушался, то владение землей признавалось незаконным. Государство строго следило, чтобы из его рук не выпало регулирование крестьянской экономики. Вот один из таких случаев нарушения установленного порядка: 13 сентября 1723 года хлебный обротчик Киренского острога О. П. Рыбаков в челобитье заявляет, что пашенный крестьянин Чечуйского острога Иван Ларионов сын Решетников «волею пошел в Дауры… Двор и гумно своим умышлением продал и отдал на безценок. И та купчая писана не площадью (т. е. не площадным писцом, откупавшим письмо) и у записи в Чечюйску в судной избе не была. И с той купчей в твою императорского величества в казну пошлин не плачено». Челобитчик просит отдать землю и двор ему. Далее следует справка земской избы и приговор воеводы — землю отдать челобитчику, а купцам отказать. Какова была дальнейшая судьба илимских крестьян, волей Петра I переброшенных в Даурскую землю, сказать трудно. Но, видно, тяжко пришлось им в первые же годы прихода на новые места, ибо вскоре Иркутская канцелярия начинает рассылать по городам Сибири списки крестьян, бежавших с аргунской пашни. Через 10 лет после отправки илимских крестьян к серебряным заводам, 18 августа 1733 года илимская воеводская канцелярия по предписанию из Иркутска рассылает по волостям указ о сыске беглых крестьян с нерчинских заводов и прилагает «реэстр» беглых заводских крестьян: «Помянутые де беглецы, не хотя серебряных заводов у работы быть и от хлебного недороду многое число людей бежало, а на них де, беглецах, имеетца на прошлые годы подушные и данные от берхамта заимные деньги». Для поимки, беглецов в Усть-Кутский острог были направлены два рекрута. В «реэстре» названо 30 крестьян, из них некоторые бежали с семьями. Всего бежало 55— 60 человек, не считая женщин. Среди них находятся Сава Суворов «з детьми», Игнатья Широколобова дети — Иван «з братьями», Иван Шелопугин, Алек сей Муратов с братьями и другие крестьяне, которых легко отыскать в списках 1723 года. Бежали и дети Ивана Решетникова, того единственного добровольца, о котором упоминалось ранее. Кроме илимских крестьян там же среди беглецов названы 33 человека из Томска, 6 человек из Енисейска и 7 «старопоселенных» (Россыпь, № 130, св. 14). Сохранилось письмо из Илимска в Усть-Кутский острог, по меченное 10 мая 1736 года, в котором сообщается, что из Иркутска велено сыскать беглых с Нерчинских заводов мастерских детей, подьячих и крестьян; к этому добавляется: «чтоб вы, приказчики, вышеобъявленных нерчинских крестьян всяк своего ведомства сыскивали, а сыскав, присылали в илимскую канцелярию». Списка, приложенного к этому письму, не сохранилось. Невольно возникает вопрос, не дожили ли до настоящего времени потомки первых переселенцев из Илимского воеводства в тех местах, куда они были некогда переведены? По наведенным справкам оказалось, что в с. Дурой Быркинского района половина крестьян носит фамилию Былковых. Хлебный обротчик Иван Былков и пашенный крестьянин Леонтей Данилов Былков были отправлены из Братского острога. В Борзинском районе в ряде сел распространена фамилия Тюкавкиных. Егор Тюкавкин переселился из Ново-Удинской слободы. В с. Ново-Цурухайтуй на р. Аргуни есть коренные жители Поляковы. Пашенный крестьянин Петр Поляков уехал в 1723 году из Илимского острога. За Байкалом хорошо известен партизан Погадаев, по его имени на зван один из крупных совхозов, в Нерчинске эта фамилия встречается до сих пор. Пашенный крестьянин Василий Погадаев переселился в Дауры из Яндинского острога. В Нижне-Илимском районе до сих пор живут Погадаевы и есть деревня Погадаева. Значит, с большой долей вероятности можно допустить, что переселенные свыше 200 лет тому назад на пашню к сереброплавильным заводам пашенные крестьяне Илимского воеводства не затерялись бесследно и что потомки некоторой части их продолжают благополучно здравствовать и доныне».
«Можно отметить, что среди бежавших в Даурскую землю пашенных крестьян в 1655— 1656 годах нет ни одного из тех, кто был в списке черкасов 1644 года. Из общего числа 22 крестьян, бежавших в Дауры, только три человека было ссыльных крестьян и черкас. Бежали, конечно, холостые. Из семьи Поповых бежал Лучка, а брат его Демьянка остался».
О селе Шелопугино было небольшое обсуждение здесь: http://www.predistoria.org/forums/index.php?topic=155.msg10945#msg10945
И здесь: http://ok.ru/group/45996837961827/topic/204312028515
Спасибо. Небольшое замечание В.Н. Шерстобоеву: Никифор Сенотрусов умер в 1693 году.
Наверное замечание по смерти Никифора Сенотрусова будет не Шерстобоеву, а для справки нынешнего дня. Его труд был опубликован в 1947 году.
Я неправильно выразился. 🙂 Я читал оба тома «Илимской пашни» и знаю биографию В.Н. Шерстобоева. Это был замечательный исследователь, однако его труд содержит некоторые неточности, поскольку написан только по материалам Иркутского архива. Часть из них исправляет Г.Б. Красноштанов в трёхтомнике «На ленских пашнях в XVII веке».
Отдельно скажу: жаль, что никто не занимался изучением жизни Никифора Сенотрусова, в его биографии много белых пятен.
Любая работа может содержать какие то не точности. Тем более автор указывает, что много документов утеряно и не все в идеале.
Вот по имени Иван Шелопугин, может это тот, по чьей фамилии называется Шелопугино. В 1725 году Шелопугино есть в записи Миллера, и если это наименование от Ивана Шелопугина, то год его основания — начало 1724 года или конец 1723 года.
К тебе вопрос, может читал где либо про фамилию Симанов (Симонов), он должен быть с того же времени в заводских на Аргуни, сам с Тобола.
Миллер делал свои записи в 1735 году, если это, конечно, не ответы Нерчинской канцелярии на его вопросник по истории Нерчинского уезда.
Фамилия Симанов (Симонов) не попадалась. Можно спросить на «Предыстории» у Веры Николаевны Ёлгиной, она когда-то находила списки крестьян, переселённых к заводам.
Яндинская — слобода, не острог!
В.Елгина не находила списки крестьян, переселенных на Аргунь. Это сделала Е.В.Аникина (сначала в ГАЗК, затем в РГАДА). Это — списки взрослых переселенцев с семьями, некоторые — бессемейные.
В 1747 году в Шелопугиной деревне жили Шелопугины — Илья Еремеев 52 л., Конан Пиминов 53 л., Василий (отчество неизв.) 40 л., Иван (отчество неизв.) 37 л. Прокопей Осипов 35 л.
Родоначальник ленских Шелопугиных — Аника Гаврилов Шелопугин служилый человек Илимского острога. У него было 4 сына – Кирило, Осип, Федор, Афанасий. Сыновья Аники были пашенными крестьянами.
В Забайкалье были отправлены 2 внука Кирилы Аникиева – Конон Пименов и Илья Еремеев и 2 внука Афанасия Аникиева – Василий Аникиев и Иван Аникиев.