Цитаты от Миллера
«Урулгинская слобода, на левом, или западном, берегу речки Урулги, которая с южной стороны в 12 верстах выше Нерчинска впадает в Шилку, в 20 верстах от ее устья и в 32 верстах от Нерчинска, на дороге, которая ведет к соленому озеру в степи по реке Борзя. Имеет церковь, посвященную святому Николаю, и девять дворов жителей».
«Куенская и Алеурская слобода – это две деревни, которые вместе считаются одной слободой. Первая расположена на левом, или восточном, берегу Куенги, впадающей в Шилку в 36 верстах ниже Нерчинска с северной стороны, в 4 верстах от устья Куенги, и состоит из 17 дворов. Вторая – на реке Алеусе, которая впадает в Куенгу с восточной стороны, приблизительно в 35 верстах ниже первой деревни, примерно в 5 верстах от устья этой речки и более чем в 60 верстах от Нерчинска по прямой дороге. Здесь 8 дворов жителей. Обе не имеют церквей, но лишь часовни».
«Удинская слобода, на правом, или северном, берегу реки Унды, которая с запада течет в Онон, в 80 верстах от ее устья. Находится в 38 верстах от Нерчинска. Имеет церковь, посвященную святому Николаю, и восемь дворов жителей».
«Городищенская слобода, называемая также Верхним Городищем, на правом, или северном, берегу Шилки, в 2 верстах выше устья реки Онон и в 50 верстах от Нерчинска. Имеет церковь Введения богородицы с боковым алтарем, посвященным пророку Илье, и четыре двора жителей».
Миллер 1735 г.
Выписки из книги История Забайкалья. Авторы Н.Н. Константинова. А.В. Константинов.
КРЕСТЬЯНСТВО
В целом в 17 веке формирование крестьянского населения продвигалось медленно: собственно крестьянских поселений – слобод,* деревень,** заимок*** — было крайне мало.
До 1697-1698 гг. в Нерчинском уезде было лишь две слободы – Урульгинская, Куенгская – и деревня Боты. Во всех селениях насчитывалось 24 двора пашенных крестьян, обрабатывающих 11,5 десятин**** государственной пашни.
С переселением в 1697-98 гг. в Нерчинский уезд ста семей беглых верхотурских крестьян были основаны слободы: Городищенская, Ундинская, Алеурская.
Из крестьян получившие от государства денежно-натуральную ссуду, обязаны были похать по 0,5 десятин государевой пашни.
С этого времени прекращается посылка хлеба из острогов Западной и Восточной Сибири.
*Слобода – сибирское сельское поселение в несколько дворов, в котором селились вольные люди, т.е. временно освобождённые от повинностей. Как правило, оно быстро разрасталось в большое селение. Непременным атрибутом слободы является церковь. В 18 в. была волостным центром.
**Деревня – в 17-18 вв. малодворное или даже однодворное сельское поселение.
***Заимка – временное, как правило однодворное поселение; использовалось для жилья только в период сельхоз работ на отдельных угодьях.
****Десятина – мера площади равная 1,09 га.
Уже в 17 в. забайкальское крестьянство, как и сибирское в целом, подразделялось на черносошных пашенных и черносошных оборочных крестьян. Черносошными считались лично свободные крестьяне, обязанные нести тягло в пользу государства (налог). Оброчные крестьяне, которые должны были платить денежный или натуральный оброк, в Забайкалье не получили распространение. Преобладали пашенные крестьяне, которые за право пользования участком земли для личного хозяйства обрабатывали «государеву десятинную пашню».
За десятину государевой пашни крестьянин мог пахать на себя 4 десятины. Иногда крестьяне за десятину государевой пашни могли пахать 7 и даже 10 десятин «собиной» (собственной) пашни.
Размеры крестьянской пашни не были точно определены, но считалось, что крестьянин может иметь пахотной земли 30 десятин…
Из сказанного видно, что в Забайкалье феодальные отношения в классическом их варианте отсутствовали.
О ЗЕМЛЯНЫХ НАДЕЛАХ КРЕСТЬЯН ДЕРЕВНИ УРУЛЬГИНСКОЙ (1705 г.)
Деревня Урульгинская, а в ней пашенные крестьяне. Андрей да Григорий Киберевы три десятины, Иван Баранов полторы десятины, Тимофей Баранов десятину, Андрей Глухов десятину без чети, Клим Михайлов четь десятины, Фёдор Былкин десятину… Приверстаны вновь в пашню пашенного крестьянина Ивана Баранова дети ево Иван да Яков Барановы, а пашни им велено пахать земли по честь десятины в поле а в дву потому ж. Козма Черкашин четь десятины, Артемий Панцов десятину без чети, Семен Ремез десятину, Яков Суслов честь десятины, Степан Коршунов честь десятины.
ГАЗК. Ф. 10. оп. 1. д.4. л. 175-175 об.
О НЕРЧИНСКИХ КРЕСТЬЯНАХ (1706 г.)
Ссыльные люди: десятиной пашни положено на них по честь десятины… Иван Сметанин… приверстан… вместо десятинной пашни честь десятины в отсыпной хлеб, а отсыпного хлеба ему велено платить в казну Великого Государя по четверти с осминою ржи ярицы потому ж осмипудных на год до указу Великого Государя и покамест он заведется домом. Василей Романов сын Свешников… приверстан… вместо десятинной пашни честь десятины в отсыпной хлеб, атсыпного хлеба ему велено платить в казну … четверть с осминою ржи ярицы то ж число осмипудных на год до указу Великого Государя и покамест он домом заведетца.
ГАЗК. ф. 10. оп. 1. д. 4. л. 176.
О КРЕСТЬЯНАХ ГОРОДИЩЕНСКОЙ СЛОБОДЫ (1706 г.)
Да в нынешнех 1706 годе декабря по словесному приказу стольника и воеводы Петра Савича Мусина-Пушкина с товарыщи приверстан в пашню вновь в честь десятины в Городищенскую слободу промышленой человек Данила Федотов сын Шугов. И дано ему, Данилу в той пашни льготы с нынешнаго 1706 году декабря с вышеписанного числа впредь на пять лет до 1711 году для того ему Данилу Великого Государя из казны ссуды не дано.
Там же, л. 182.
Карта. Нерчинск и поселения непосредственно к нему относящиеся
http://maps.yandex.ru/?um=8f2hDb_esI5y9J8kHjp3Q5EEm-UOmAR3&l=map
Карта. Городищенская слобода
http://maps.yandex.ru/?um=o-OLdGQLoiilbpl7WBZ2BT5mEEicLkGq&l=map
Карта. Урульгинская слобода.
http://maps.yandex.ru/?um=qqC_w0gY_-BvNJNMdyEDrCbYw9weg_1W&l=map
Монастырские крестьяне
«Наиболее явственно крепостническая система хозяйства проявлялась в монастырских владениях. Немногочисленные монастырские крестьяне, появившиеся со времени основания в Западном Забайкалье Троицко-Селенгинского монастыря (1681 г.), повинность несли в виде барщины и оброка в пользу монастыря. Причем если первоначально связь крестьян с монастырем была преимущественно экономической (крестьянин мог порвать отношения), то постепенно она превращается в личную зависимость. И крестьяне начинаются рассматриваться монастырскими властями как лично зависимые, как крепостные…».
«В среде монастырских крестьян были так называемые трудники, которые освобождались от земледельческих работ на монастырь, но выполняли другую работу. Среди них были мельники, кузнецы, пекари, кожевники, пивовары, подконюшенные, табунщики, каменщики и другие. В основном они за свой труд получали натурой и питались в монастырской трапезной…».
Н.Н. Константинова. А.В. Константинов.
Карта.
Деревни — ундинские и монастырские, дороги — ундинская и соляная дорога.
http://maps.yandex.ru/?um=-YDewyowtHyuB1g-NBEoHG9IDQaaBXYF&l=map
Соляная дорога
«Соль берется из того озера, которое расположено по ту сторону впадающей в реку Онон речки Борзя, в восьми верстах к югу от нее, где она производится природой без помощи человека, так что летом ее можно добывать так много, сколько требуется. До 1723 г. это делал любой желающий, невзирая на принятые уже с 1705 г. энергичнейшие указы о том, что все соляные варницы и соленые озера должны использоваться как монополия царской казны: в Нерчинске их все же не придерживались. В упомянутом году начали наконец следовать этим указам, хотя и не с той добросовестностью, какой требует истинная верность всеобщему благу. Вместо того чтобы командировать казаков для доставки соли из озера, предпочитают нанимать подводы и платят за доставку каждого пуда в Нерчинск от 9 — 10 до 12 копеек, что без нужды увеличивает цену соли для жителей, так как к ней всегда прибавляется установленная прибыль в пользу казны. Между тем это еще вопрос, не происходит ли присвоение государственных средств при найме подвод для перевозки соли, так как от Нерчинска до соленого озера насчитывается лишь 201 верста, дорога через степь очень ровная и везде есть переправы для лошадей. Необходимо также выяснить, не добывают ли некоторые до сих пор соль в озере за свой счет и, возможно, собственной ее продажей наносят ущерб продаже из казны».
Миллер.
О НАДЕЛЕНИИ СЛУЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ (1735 г.)
«Велено сибирских городов служилым людям за хлебные оклады … под пашню давать конным служилым по шти десятин с полу десятиною в поле, а в дву потомуж сенных покосов на триста копен. Пешим по по пяти десятин с полу десятиною в поле, а в дву потомуж сенных покосов на двести копен. А буде у служилых людей явитца против окладу пашни в лишке и с той пашни велено в казну имать десятый сноп или пуд.
… У Нерчинского пешего казака Ивана Колосова в … урочищах на правой стороне Шивии пади в мысу в ялане распашной земли и пустошей по мере шесть десятин. Да сенных покосов против дворов по Шивие ж пади по средней росошне с устья до вершины покос и другой посторонной падушной на пятьдесят копен, да на матерой Шивее паде под соснягом от Белого увалу вниз по падушки покос на тритцать копен, да за Куенгою рекою на Улове речке на левой стороне с устья на первом лугу с верхней изголови до половины лугу покос на пятьдесят копен, да с устья на третьем лугу на той же левой стороне луг на семдесят копен».
ГАЗК. Ф. 10. оп. 1. л. 25. л. 141-141 об.
О ПАШЕНЫХ КРЕСТЬЯНАХ АРГУНСКОГО ОСТРОГА (1706 г.)
«В Аргунском остроге пашенные крестьяне. Семен Поздняков полдесятны. Ларион Иванов четь десятины. Яков Шангин четь десятины. Василий Обухов четь десятины. Лаврентей Давыдов четь десятины. Ларион Давыдов четь десятины. Тарас Истомин четь десятины. Иван Приезжих четь десятины. Афонасий Борисов четь десятины. Марко Вахрушевых пол десятины».
ГАЗК. ф. 10. оп. 1. д. 4. л. 183-184.
ИЗ КНИГИ ДЛЯ ЗАПИСЕЙ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ НЕРЧИНСКОЙ ВОЕВОДСКОЙ КАНЦЕЛЯРИИ (1710 г.)
«По отписке из Аргунского острогу от прикащика Алексея Кузнецова принято взятых у аргунского пешего казака у Ивана Одоленье с пролубей откупу рубль двадцать алтын четыре деньги. … Взято в казну Великого Государя откупу с Шилки реки с лодошного перевозу у нерчинского конного казака у Фёдора Кабанова девять рублев».
ГАЗК . ф. 10. оп. 1. л. 9. л. 47.
Н.Н. Константинова. А.В. Константинов.
Исправлено.
Речка Нерча. Выше от бывшего Нерчинского острога в 7 километрах.
Река Шилка. Выше устья реки Нерчи 1 километр.
Все три снимка выполнены 1 мая 2014 года.
Карта. Села по Аргуни и к ней относящиеся.
http://maps.yandex.ru/?um=psgyxlR6jjieQFwftTqoQE6bS8chihm5&l=map
Карта — маршрут Палласа, Чита-Акша
http://maps.yandex.ru/?um=nxZuTrTzbcOhTkOi9F-isKNgG869CB-c&l=map
Буряты агинские
«Буряты агинские, представительная группа бурят, исторически сложившаяся, территориально обособленная и имеющая этнокультурные особенности. Основу составляют 8 родов – галзутский, харганатский, хоацайский, хубдутский, шайратский, бодонгутский, цонгольский и худайский. Первоначально роды входили в состав хоринских бурят. Переселение в агинские степи из хоринских происходило 17-18 вв. В составе бурят агинска оказались также обитавшие в Поононье монголы и хамнегане, а также буряты из района Нерчинска и ранее откочевавшие в Монголию с бассейна реки Селенги. Закреплению населения в агинских степях способствовал изданный в 1703 указ Петра-l, в котором были определены места их кочевний, а также расположение пограничных знаков по Буринскому договору с Китаем 1727. В 1802 по императорскому указу от 17.10.1799 «О заселении полуденного края Сибири». Земли по рекам Ингода, Чита, Улунга (Оленгуй) и Тура были переданы переселенцам из западных регионов. Большинство живших в этих районах бурят переехало в Агу, так как они находились в ведении Харгуйтуйской (агинск.) мирской избы. Среди прибывших оказались представители родов худай (кодай) и хальбин (впоследствии рассеявшегося). Таким образом стало 9 агинских родов. К этому времени в Аге насчитывалось до 6000 душ мужского пола. Шел процесс дальнейшего роста населения. Если по ревизии 1823 было зарегистрировано 7830 душ мужского пола, то по ревизии 1831 их численность составляла 8797человек. В ноябре 1842 Николаем-l 9 агинским родам были пожалованы 9 знамен. Этим актом агинские буряты признавались и как сформировавшиеся территориальная группа бурятского народа и как субъект права. Им придавался определенный суверенитет в решении вопросов внутренней жизни…»
Энциклопедия Забайкалья. Константинов М.В. Тумунов Ж.Т.
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Документы /л. 1/ Г. Ф. Миллер
«Относящиеся к Итанцинску брацкие состоят из следующих родов
- Халсут, по-русски Халсуцкий род, 163 человека.
- Харгана, по-русски Караганацкий род, 320 человек.
- Бодонгут, по-русски Ботонгуцкий род, 99 человек.
- Кыбдут, по-русски Кобдуцкий род, 258 человек.
- Куасли, по-русски Коацейский род, 240 человек.
- Батонай, по-русски Батонацкий род, 84 человека.
- Чараит, по-русски Шараицкий род, 144 человека.
- Худай, по-русски Кудаевский род, 177 человек.
- Цахан, по-русски Цаганаруцкий род, 99 человек.
- Халбин, по-русски Калбинский род, 79 человек.
- Гучит, по-русски Гучитский род, 79 человек.
- Шелтуцкий и Мунгальский род, 9 человек.
Первые 11 родов составляют особую ветвь и называют себя общим именем «Хор» или «Хорин», что означает 20. Вероятно, раньше их было 20 родов, которые держались вместе. В 1728 г. среди них были учреждены двое тайшей: один – из рода Халсут по имени Еринцей, а другой – из рода Харгана по имени Олбори. Первый из них кочует обычно в районе реки Оны, которая с севера впадает в Уду, а также на реке Кудуне, которая с южной стороны впадает в Уду, а второй – на Хилоке, недалеко от устья и на впадающей здесь в Хилок с севера речке Темнуй (по-монгольски «Тунгну»)…»
ЦГАДА, ф. 199, портф. 526, ч. 2, д. 2.
1735 г.
По записям Миллера не видно, что заселение агинских степей хоринскими бурятами происходило в 17 веке. Тогда бы им пришлось наперёд Саввы Рагузинского заключать договор о прохождении пограничной линии и выставлять караулы по границе. Да и Нерчинский острог тогда должен быть поставлен ими.
А вот по записям Палласа за 1772 год видно, что по речке Тура не многочисленно все же хоринские буряты уже кочуют. По степям реки Ага их уже немалое количество, раз он пригласил проворных «буретов с реки Аги» на охоту.
П. С. ПАЛЛАС
ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РАЗНЫМ ПРОВИНЦИЯМ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
«… Наконец прибыли мы за 50 верст от Читинска, к деревне Улзутуевой, или Харамунгут, где вкруг Ингоды места все чистые становятся и открытые, а из нее поехали мы сухим путем на полдни к реке Онони до Акшинской крепости. Того же самого дня я в… путь отправился из Улзутуевой деревни и, переехав реку Окажикан и сухую степь, под вечер при озере Чигалдзуре ночевать остановился.
15-го числа, переехав степь, въехали мы в лес и продолжали путь наш мокрыми местами, березником обросшими, до Туры: сперва ехали болотом, Килбири называемым, потом проехали реки Куркиреко, Куймак и Тирготуй, в озеро того же имени текущую. При Тирготуе мы остановились в полдни кормить лошадей, а в сумерки прибыли в Туру.
16-го числа поехал я далее по левому берегу немалой реки Туры, с полдня и с вечернику на полночь в Ингоду текущей. По обеим сторонам оной лежат каменные горы, только сверху лесистые, которые, однако, в иных местах расходятся и оставляют способные к хлебопашеству долины, по коим и лугов также не недовольно.
Я проехал с оной же стороны впадающие речки Уттагацаг, Шивою, Улунтуй, Ирчигит, Уттагашкан, Нылекок и после, переехав ровное, высокое издали, вокруг горами окруженное, зеленою травою изобильное, но безлесное, многие солончаки и болота содержащее поле, прибыл на пространное озеро, Балдхина Амут называемое, в том месте, где Тура из него как мелкая речка истекает.
По всей реке Туре, так как и по всем гористым местам, меж Ингодою и Ононью находящимся, кроме очень малых, и то по первопопавшимся нам вверху речкам, нет никакого русского жилища или русских пашен, хотя выгодных к тому мест не недостает. Хоринцинские бурета, также и некоторые оскудевшие тунгусские поколения (Намет, Улет и Чулкар), кои ни людьми, ни скотом никогда не могут подняться и охотно держатся около деревень русских, препровождают в сих местах со своими стадами каждое лето.
17-го числа переправились мы за Туру и, едучи низменными горами, прибыли на реку Амиткаче, которая течет к речке Или и так в Ононь впадает, далее через речку Сузулан до новопостроенного селения на одном роднике (Шибую-Булан), в Или текущем, в 8 верстах от Туры, Ключами называемого.
Поселян всех 52 человека: женатые, отставленные из гарнизонов от службы на поселение солдаты, коим здесь места на житье показаны. Спускаясь по сему ручью, прибыли мы на речку Или, по буретски Уле, а потом и в новонаселенную русскими людьми деревню Илинскую, которая, хотя лежит на гористом и каменистом месте, однако еще-таки выгоднее, нежели другие, по Онони по жарким и сухим горам находящиеся…».
«… Из Удагатаю уже видеть можно верхи по ту сторону Борзы находящихся гор Адон-Шоло. По всем сим горам, так, как и по другим чистым каменным хребтам, от Борзы в обеденную сторону вдоль по границе даже по Абагайту простирающимся, находятся в нарочитом множестве так называемые аргалы, или дикие каменные бараны. Они очень пужливы, и летом достать весьма трудно. Но я неотменно желал иметь сего зверя, и для того и из Акшинска еще на Соктуйский караул отправил и здесь при Чиндантуруке чрез толмачей велел проворным ребятам из буретов с реки Аги собраться, чтоб сделать в соседственных здешних горах большую облаву. И справедливо: как я приехал, то уже человек шестьдесят были совсем в готовности, и потому не стоило, чтоб я здесь несколько дней промедлил в ожидании, каков сему конец будет…».
1772 г.
Получается примерный временной период поселения бурят по степям речки Ага приходится на 1760-65 гг. До 1760 года занятия мирным скотоводством в тех районах отнюдь не безопасно.
А проживать по реке Ингода в средней её части на 1760 год хоринские буряты уже могли. Возможно это их последнее место кочевания перед переселением в степи речки Аги.
Карымское
Этимология
«Карымами называли крещеных бурят. Николай Тяжелов писал, что земли в районе поселка, в свое время принадлежали Кабинету, а селиться на таких землях разрешалось только православным. Буряты, которые решили поселиться здесь приняли православие. С термином «карым» связано также называние села Карымка в Улетовском районе.
История
Основан предположительно в 1761 крещёными тунгусами («карымами») князей Гантимуровых Нерчинской воеводческой канцелярии. С 1822 года поселение находилось в подчинении Урульгинской инородческой управы. Первоначально деревня Карымская находилась на левом берегу реки Ингода. После наводнения 1897 года жители переселились к железнодорожной станции, построенной в 1897 году на возвышенном месте. Деревня состояла из 4 коротких улиц с 92 разного рода постройками, в том числе начальной школой, переселенческим пунктом, несколькими лавками и баней. Статус посёлка городского типа – с 1935 года».
Википедия
Не думаю, что тунгусы и буряты, все как один строем шли креститься, для того чтобы получить «место на жительство» в богом забытой дыре – Карымскя, а вот проживать совместно с русскими какой-то исторический временной промежуток могли.
Тогда значение слова «Карым» будет не от изменения веры исповедания, а от совместного проживания двух народов разных религий на одной территории.
Местный краевед Афанасьев Павел Валентинович писал в местном издании, что поселок Ленково, что в записях Миллера 1735 года, на картах 1750-60 годов обозначен как деревня Пальшино и находится от реки Ингоды поодаль от старого затопляемого места, где раньше было Ленково. Также на этих картах есть и деревня Карымская.
Может это то самое место, из которого совершили свой последний переход хоринские буряты в степи речки Ага. И было это в период 1760 годов.
Карта
http://maps.yandex.ru/?um=_lvVM9S6VPtZ7p8TE9uPY4CVprJpd7zV&l=map
Снимок 2 мая 2014 год.
Спасибо, исправлю.
Нерчинск в XVIII в. Гравюра Махаева.
Изображение с верблюдами — это не Нерчинский завод, и не 1706 г. Это Нерчинск, оригинальная гравюра из дневника Избранта Идеса, изданного в Голландии в 1710 г.:
И переиздание 1760 г., подписи к гравюре уже на английском:
http://antikvaria.ru/published/publicdata/ANTIKVARNAK/attachments/SC/products_pictures/%D0%9A%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C%20%D0%93%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%80%204_enl.jpg