Газета «Балейский рабочий», 1997 год

№ __ (1 марта)

Прошлое Балея (в 1912 году был открыт прииск Балей)

История Балейского россыпного золота уходит в далекое прошлое. Первооткрывателями его приисков были горные инженеры-офицеры царской армии, но имен их история не сохранила. В 1830 году появилось первое печатное описание, сделанное А. Кулибиным: «Ундинский золотоносный прииск». Таким образом, золотодобыча в верховьях реки Унды началась раньше, чем где-либо в другом месте в Забайкалье.

Через восемь лет, в 1838 году, штейгер Дубровский открыл Казаковскую золотоносную россыпь. Однако добывать золото здесь начали только спустя 20 лет – в 1858 году. Прошло еще два с лишним десятка лет, когда горняки-практики М. Портнягин и Н. Мартемьянов обнаружили золотоносную россыпь ниже устья речки Казаковой. И, наконец, в 1885-1892 годах были открыты и начали разрабатываться богатейшие Новотроицкие золотоносные россыпи. Тогда же была открыта Каменская россыпь.

Таким образом, к концу прошлого века все основные россыпи в районе действия будущего комбината уже находились в эксплуатации. Они принадлежали частным золотопромышленникам и Кабинету Его Величества царя Николая II. В погоне за прибылью золотопромышленники жестоко эксплуатировали приисковых рабочих. Рабочий день длился 14-16 часов, а то и больше. Нищенская оплата труда не давала средств к сколько-нибудь сносному существованию и доводила людей до отчаяния. В то время в поселке Каменка была одна из крупных тюрем, так называемая Новотроицкая тюрьма. В тюрьме в подавляющем большинстве были политические заключенные, именовавшиеся политкаторжанами. Эти политкаторжане и использовались в качестве основной рабочей силы для выполнения работ в Новотроицком золотом прииске Кабинета Его Императорского Величества. Работали они без всякой оплаты, от зари до зари под конвоем солдат. На день им давалось определенное задание, которое называли «работой на урок». Кайла, лопата да каторжник, цепью прикованный к деревянной тачке – такой была техника того времени. При таких орудиях труда, труд политкаторжан был тяжелым и изнурительным. Многие, у кого были слабые физические силы, не выдерживали эту каторжную работу. Люди гибли сотнями и тысячами.

В конце прошлого века впервые стали известны балейские месторождения рудного золота. Разработка Казаковского Промысла началась уже в 1907 году золотопромышленником Миллером.

Прииск Балей был открыт в 1912 году. Какова история его названия? Существуют две версии. До Октябрьской революции землянки старателей, беспорядочно растянувшиеся вдоль Унды, относились к станице Новотроицкой. По приказу властей между прииском и казачьей станицей городилась изгородь (поскотина), которой земли Кабинета Его Императорского Величества отгораживались от «вольных» казачьих земель. По преданию у ворот этой изгороди жил безродный старик-татарин. И вот, чтобы покормиться, он стоял у ворот, открывал и закрывал их за проезжающими, а те бросали ему копейки. Звали старика Балей. Гора, которая находилась против этих ворот, и была названа балейкой. Когда же в этой горе обнаружили руду, содержащую золото, здесь был основан рудник, названный Балеем, по названию горы балейки, где он располагался. Позднее эту гору стали называть Золотая горка.

Вторая версия исходит от знатоков древних, «умерших» языков. Они утверждаю, что на языке дауров Балей означает «светлое место», или «светлая долина». Для такого толкования есть убедительное основание. Место, на котором расположен Балей, как бы раздвинутая между гор впадина, разрезанная рекой Ундой. На том месте, где сейчас располагается город Балей, был пустырь. По берегам речки Сухой, пересекающей ныне центр города, росли красивые березы. Много были черемухи, яблони, которые пышной зарослью спускались к долине реки: горы окаймляли долину с северо-запада и юго-запада и были покрыты деревьями. Свидетелями этого являются березы в парке районной больницы. На месте нынешней Золотой горки (ее верхних улиц), начиная от березовой рощи, что у больницы, и до холбонских улиц, был лес.

На горе, у подножия которой расположено городское кладбище, шумели вековые лиственницы. Огромные пни этих лиственниц выкорчевывались на дрова жителями города совсем недавно, в годы Отечественной войны 1941-1945 годов.

До советской власти на прииске была единственная школа-трехлетка, в поселке избушки. В этой школе работали два учителя и поп из села Ложниково, некий отец Василий, который читал детям закон Божий. Власть здесь тогда осуществлялась управляющим прииска и урядником. Существовала церковь. Кроме этого никаких учреждений в старом Балее не было.

М. Чупрова (районная библиотека)


← Газета «Балейский рабочий»

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.