Газета «Балейский рабочий», 1991 год

Январь — апрель

Сентябрь — декабрь


№ __ (8 августа)

Семейство Колобовых, по фамилии которых названо село

Через газету «Балейский рабочий» хотелось бы осветить и занести в историю села Колобово некоторых продолжателей родословной первопоселенцев села, по фамилии которых было названо село.

Первые шесть семей, поселившихся на левом берегу реки Унда и по обоим берегам с устья впадающей в нее речушки Юшкова, прибыли из европейской части России – из Владимирской губернии Шуйского уезда. Одни называли себя – кочеи, вторые – косачи, а третьи – малоские.

Переселённые по царскому указу вместо рекрутов состояли из двух помещичьих сел, направленных в Забайкалье с семьями. По современному административно-географическому делению эти два села по названию Колобово нанесены на картах вблизи границ Ивановской области Шуйского района и Кировской области Немского района.

Все эти шесть семей в Забайкалье большого богатства с собой не привезли. Не привели с собой и достаточного количества лошадей и другой скотины. Поэтому долгое время жизнь в Колобово для них была очень тяжелой. Особенно ощущался недостаток лошадей, главных кормильцев крестьянского подворья.

В этом повествовании я опишу о сложившейся жизненной ситуации и судьбе одного семейства, получившего право на жизнь от первопоселенца Колобова Якова Федоровича. В Колобово он прикочевал с женой Марфой Осиповной и малолетним сыном Егором. Ехали они на одной лошадёнке, с боку к оглобле телеги была привязана коровёнка. На возу лежал немудрящий скарб, инвентарь и одежонка. У Егора в Колобово народилось четыре сына, образовавших свои семьи и подворья – это Емельян, Лаврентий, Ермолай и Аверкий. К 1930 году потомков этого семейства проживало уже 15 семей с населением около сотни человек.

Из этой родословной в данное время в Колобово проживают внуки Дмитрия Прохоровича и бабушки Гаврильевны – Геннадий и Анатолий. Внуки Игната Дмитриевича – Александр и Виктор и дочь Тита Ивановича Александра. Все они имеют свои семьи и детей. Остальные жители этого родства разъехались по белому свету. Многих забрала жизненная судьба 30-х годов, военного времени 1941-1945 годов, а послевоенная перестроечная канитель поглотила остальных.

В доме, построенным первопоселенцем Колобовым Яковом Федоровичем, последними проживали Прокопий Яковлевич и два его двоюродных брата – Дмитрий и Алексей Прохоровичи. В молодом возрасте ни ходили по работникам, так как свое хозяйство средств на прожиток полностью не давало. Когда они вросли и созрели до самостоятельной жизни, то стали строить свои дома, да и время наступило такое, что братья в одном доме жить не хотели, а стремились жить в своем доме и вести хозяйство. А время это было вторая половина XIX века, период казачества. Дмитрий и Алексей Прохоровичи построили пятистенный дом по расположению выше старого. Он стоит в селе до сих пор, пригодный для жилья.

Алексей Прохорович погиб во время гражданской войны в бою под Шелопугино, около Купряковского моста через реку Унду. Был он в обозе, мобилизованный семёновцами. Потомства от него не осталось.
Дмитрий Прохорович был женат на Марфе Гаврильевне родом из села Ильдикан. Сам он скончался рано, в 1920 году от двухстороннего (крупозного) воспаления легких, называли эту болезнь огнёвка с кашлем. Считалась она почти неизлечимой. По совету местных лекарок натерли ему бока и спину после бани редькой и хорошо одели для прогрева. Не выдержав создавшейся банной и редешной температуры, он скончался. Марфа Гаврильевна вдовушкой прожила долго. Скончалась она в 1976 году в возрасте 90 лет. Их дочь Евдокия прожила в отцовском доме до 80 лет. Умерла в 1990 году. Ее муж Петров Андрей Алексеевич не вернулся с войны, дочь Зинаида живет в Казахстане, сыновья Геннадий и Анатолий – в Колобово.

Интересная жизненная судьба была у Прокопия Яковлевича и его потомства. С малых лет Прокопий ходил по работникам в Колобово. Когда подрос, его отец отдал в работники в село Ключи на реке Шилка к богатому крестьянину-казаку. Он там жил и работал до женитьбы. Хозяин выдал замуж за Прокопия свою дочь и дал им большое приданое. Приехав домой в Колобово, молодые поселились в прапрадедовском доме. Дом был старый и дряхлый, мало пригоден для жилья, а вокруг него ни кола, ни двора. Некуда было разместить свое приданое – лошадей, коров, овец, сбрую, инвентарь и прочее. Сразу же встал вопрос о строительстве своего дома. Средства на постройку были. Обратился к односельчанам, они помогли ему. Стоит этот дом и поныне. Живет в нем невестка Ефросинья Данильевна (дочь Затомского Данилы Михайловича). Было у Прокопия Яковлевича три сына – Иван, Артём и Емельян. Жизнь в этом семействе проходила бурно, разнообразно, но и драматично.

Прокопий Яковлевич из бедной крестьянской семьи, из работников, после женитьбы и полученного приданого сразу же стал богатым мужиком. Посевов он держал немного, только для прокорма семьи и скота. Лошадей, коров имел много, были овцы, свиньи, птица. Сено косил на лугах, выделенных общиной в Колобово, и арендовал в вершине реки Ягъе, по пади Голубичная и в районе Шелопугино в урочище и пади Сенкокуча. Ослабленное хозяйство гражданской войной в период НЭПа восстановил, стал расширять и увеличивать.

В 1929 году, когда создавалась коммуна, то Прокопия Яковлевича раскулачили. Конфисковали весь скот, выгребли из амбаров зерно. Сослан он с семьей не был. Жить остался в своем доме. Его семья стала снова бедняцкой.

В 1930 году, когда стал создаваться колхоз «1 мая», к нему для беседы пришли председатель сельсовета Мартюшев Яков Нефодеевич и Пантелеев Василий Андреевич – председатель колхоза и одновременно секретарь комячейки (коммунистической ячейки). Во время беседы Прокопий Яковлевич спросил: «А чем будет заниматься колхоз?» Ему ответили: «Хлеб будем сеять и скот держать». Прокопий Яковлевич на это сказал: «Хлеб сеять и скот держать нам привычное дело, а моей семье и мне в колхоз можно вступить? Я же раскулачен». Пантелеев ответил: «Можно, за этим к тебе и пришли». Так эта семья стала одной из первых в колхозе. Скончался он в первой половине 30-х годов в преклонном возрасте. Своим сыновьям наказал: «На золото не ходите, оно согнет и сгорбатит. Работайте в колхозе в крестьянстве, это наше кровное дело». Его старшего сына Ивана еще до революции призвали на действительную военную службу в Читинский казачий полк. Поскольку он был из богатой семьи, его послали на унтер-офицерские курсы. Во время гражданской войны служил в армии Семёнова. Когда семёновцев разбили, армия отступила в Маньчжурию. С ней ушел и Иван. Домой в Колобово, по-видимому, вернуться побоялся. Дальнейшая судьба его осталась неизвестной.

Емельян Прокопьевич. Ему достался отцовский дом и усадьба. В нем он жил со своей семьёй всю свою жизнь. В колхозе он был одним из первых трактористов. До конца совета отца не сдержал и не послушал. В 1935 году ушел работать на золото на Ерки и Балахня. После войны работал на шахтах и в геологоразведке в Казаковском Промысле. Так на золоте проработал до конца своей жизни. Во время войны был на фронте. Перенес контузию, ранение, плен, снова фронт. В доме сейчас живет его жена Ефросинья. Его дети Альбина, Николай, Нина, Валентина живут за пределами района. Лишь младший сын Александр живет в Жидке и работает председателем сельского Совета.

Артём Прокопьевич. Его жена Мария Андреевна. Еще в 20-х годах, семьёй отца для Артёма построили небольшой 4-стенный дом в 50 метрах выше от отцовского дома. В 1930 году всей семьей отца вступили в колхоз. В середине 1930-х годов Артём на несколько лет уходил работать на золото, но снова вернулся в колхоз. Работал на рядовых работах. Во время войны был на фронте. После войны работал в кузнице молотобойцем, а затем кузнецом. Два года возглавлял колхозную птицеферму. В его семье три сына и три дочери. Старший Степан работал в Балее по торговой части. Леонид и Геннадий работали в колхозе трактористами и комбайнёрами. Агриппина после учёбы в школе работала рядовой колхозницей. Александра и Нина учились в школе. В 1960-х годах все дети уехали в Хабаровск. Позднее уехала и мать. Отец скончался в Колобово.

Не менее интересна была жизнь Марии Андреевны и её девичьего семейства. Родилась в 1909 году в селе Казаково. Отец Федотов Андрей Фёдорович из семейства старожилов, основателей села. Мать Щербакова Анастасия Семионовна из села Подойницыно. Мария Андреевна замуж за Артёма вышла после гражданской войны. До колхоза вели одно хозяйство совместно с отцом и братом. В колхозе работала до 1960 года, затем продолжала работать в совхозе. Работала в основном дояркой и на свиноферме, а также работала и в поле. По работе была на хорошем счету. Постоянно отмечалась как колхозница-ударница. Когда пошла на пенсию в 70-х годах, то переехала на жительство в Хабаровск к детям. Её мать Анастасия Семионовна Щербакова была приёмной дочерью Бутина Николая Дмитриевича, нерчинского золотопромышленника и купца. В их семье рано скончалась мать. Отец женился на другой. Пошли новые дети. Создалась большая семья. Когда Бутин проезжал по селу Подойницыно, в семье Щербаковых ему понравилась девочка Анастасия. Он её взял к себе на воспитание и учение как приёмную дочь, но фамилию и отчество оставил прежними.

Отец Марии Андреевны Федотов был из бедной крестьянской семьи села Казаково. В юношеские годы отец послал его на заработки в город Нерчинск. Сначала он ходил по работникам. С возрастом стал кучером у одного военного чина, который часто бывал в семье Бутиных. С ним бывал и кучер Андрей. Там он познакомился с Анастасией, а потом поженились. После женитьбы на место жительства определились в село Казаково, привезя с собой хорошее приданое, выделенное Анастасии приёмным отцом Бутиным.

Перед революцией всей семьёй перекочевали в Хабаровск к старшей сестре Анастасии. Сестра была замужем за приказчиком Бутина.

В Казаково в их семье родились Александр (в 1906 году), Мария (в 1909 году), Владимир (в 1911 году). Младший Александр родился в Хабаровске, работал извозчиком на ломовой (артель ломового извоза). Он имел своих лошадей и транспортные средства. Во время гражданской войны возил военных и гражданских чинов. Состоял в подпольной большевистской организации.

С приходом в Хабаровск японцев и усилением реакции в городе стало оставаться опасно. Поэтому он ушёл в партизанский отряд. Погиб в боях в Приморье, в Уссурийской тайге в 1922 году. Анастасия Семионовна во время гражданской войны стирала на господ, а потом на японцев бельё. Была вне подозрения, так как воспитывалась в известной богатой семье. Женщина она была общительная, выглядела интеллигентно. В подпольной большевистской организации была связной, в основном с Амурской флотилией. Осенью 1922 года она заболела крупозным воспалением лёгких и умерла. Дети остались на произвол судьбы, на попечении уже немолодой сестры. По запросу братьев отца и по их требованию после окончания боёв на Дальнем Востоке их направили в Забайкалье, в село Казаково. Ехали они в теплушках вместе с мобилизованными красноармейцами, возвращавшимися с фронта домой. Младший Александр был оставлен на станции Укурей у сестры отца. Он погиб на фронте в 1942 году. Старший Александр при создании колхозов стал одним из первых трактористов в селе Казаково. Работал трактористом и комбайнёром до самой войны, был передовиком. На фронте служил шофёром сначала на Сталинградском, а после ранения на Ленинградском фронтах. С войны пришёл тяжело раненым, с наградами. После войны всей семьёй укочевал в Ленинград к брату Владимиру, там и скончался.

Владимир в середине 1920-х годов был направлен Жидкинским райисполкомом в г. Ленинград на учёбу по строительству. В конце 1920-х годов работал строителем в Балее. В Казаковском Промысле строил золотоскупку. В 1930-х годах его снова затребовали в Ленинград для продолжения учёбы. Там он и остался на постоянное жительство. Он был участником боёв у озера Хасан, награждён орденом Ленина, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». В Отечественную войну также был на фронте, на ленинградском направлении. С фронта пришёл раненый, имел много наград. Умер в Ленинграде в 1970 году.

К этому семейству Колобовых имеет непосредственное отношение и знаменитая трактористка, бригадир тракторной женской бригады, депутат Верховного Совета РСФСР 1938 года Капитолина Щербакова из села Подойницыно, также Мария Андреевна приходится ей двоюродной сестрой, а Анастасия Семионовна родной тёткой.

Про Капитолину Щербакову в 1930-х годах много писали в газетах. Она одна их первых женщин-трактористок. Она и Агафья Матафонова – инициаторы этого движения в районе.

В 1937 году Капитолина организовала первый в районе при Бочкарёвской МТС тракторный отряд, состоящий наполовину из женщин.

В 1938 году в Бочкарёвской МТС было создано два женских тракторных отряда, которыми руководили К. Щербакова и А. Матафонова. Среди бригад развернулось соревнование за высокие показатели. Упорная и настойчивая борьба за первенство принесла прекрасные плоды.

В 1938 году отряд К. Щербаковой добился наивысшей производительности, выработав на трактор 1280 га мягкой пахоты, при норме 336 га.

В 1937 году по призыву К. Щербаковой в районе окончило курсы трактористок более 30 девушек. В 1938 году их количество увеличилось. В женских тракторных бригадах К. Щербаковой и А. Матафоновой выросли такие замечательные стахановцы как Фрося Блинникова, Маруся Кузнецова, Дуся Пьянникова, Дуся Кибирева, Наташа Бочкарёва, Катя Лескова, Матрёна Кольцова и другие, выработавшие по 500-700 га на каждый трактор, за что были в 1939 году утверждены участниками выставки ВДНХ СССР, а Капитолина Щербакова и Агафья Матафонова были награждены большой золотой медалью этой выставки.

Не остались в стороне от этого движения и колобовские девчата. Приобретя специальность, работали трактористками, штурвальными и комбайнёрами Колобова Мария, Колобова Елена, Колобова Лукьяна, Гагаркина Александра Лазаревна, Гагаркина Александра Филимоновна, Гагаркина Саламанида, Ожегова Наталья, Петрова Варвара. Все эти девчата заслуживают доброго слова и исторической памяти.

Вот так складывалась жизнь родословной первопоселенцев Колобовых, по фамилии которых было названо село. Вот так отражалась на них хорошо продуманная и проведённая в жизнь, нацеленная на большую перспективу и долголетие политика государственных мужей, и вот к чему приводит скоротечная, маловзвешенная перестроечная канитель в разные времена исторического пути села Колобово – в дореволюционное, послереволюционное и особенно в современное время.

Е. Гагаркин


Газета «Балейский рабочий»

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.