Газета «Иркутские епархиальные ведомости», 1886 год

№ 45 (8 ноября)

Материалы для биографии преосвященнаго Михаила I-го (Миткевича), епископа иркутскаго и нерчинскаго *) (1772-1789)

*) Составлены по архивным делам бывшаго нерчинскаго д. правления, с благословения преосвященнаго Мелетия, викария иркутскаго.

30 марта 1771 г. умер святитель Софроний, третий епископ с открытия в 1727 году самостоятельной иркутской епархии, и о смерти его иркутская консистория немедленно донесла Святейшему Синоду. Прежде чем будем говорить о преемнике св. Софрония, предпошлем сведения о тех событиях, которыя совершились за время третьяго сиротства иркутской епархии.

Свят. Синод 8 июля 1771 года приказал иркутской духовной консистории предать погребению тело св. Софрония, ведать всеми делами по епархии, кроме тех, которыя собственно архиерейскаго разсуждения и решения требуют, до приезда новаго архиерея, ставленников же, если за крайнею нуждою некем замениться, отправлять в Тобольск. В Иркутске указ Св. Синода получен 24 сентября, а в Нерчинске 20 ноября 1771 года.

7-го сентября 1771 г. иркутская духовная консистория предписывала нерчинскому закащику Павлу Феодорову Гробову, согласно прошению купца Соливычегоцкой, жившаго в Чите Егора Губина, освятить в Читинском остроге новопостроенную Архангельскую церковь с приделом святителя Николая. Грамоты посланы из консистории на имя закащика, а освящение читинскаго храма с приделом поручено наместнику нерчинскаго Успенскаго монастыря игумену Исайи с закащиком протопопом Гробовым и читинским священником Степаном Никифоровым, для чего и высланы два новые антиминса. Подписано: наместник архимандрит Синесий, консисторист священник Матфей Феодоров. В Нерчинске все это получено было 15 декабря 1771 г.

18 ноября 1771 года духовная консистория предписывала протопопу Гробову освятить на речке Курлыче, в деревне Епифанцевой, при церкви Спаса Нерукотвореннаго придел во имя св. мучеников Флора и Лавра, малым освящением с новым св. антиминсом. Указ об этом получен 30 декабря 1771 года.

К характеристике того времени, помещаем следующее: 13 ноября 1771 года присутствующаго в канцелярии горнаго ведомства готен-фарвалтера князя Кугушева, на пути его в Шилкинский завод и обратно, из всех деревень по обе стороны р. Шилки крестьяне, выходя, просили на сретенского священника Андрея в том, что он редко проезжает за исправлением треб, а когда и приедет, то требует не по силе крестьянскаго достатка денег, а сверх того вина, без коего ничего не исправляет и так уезжает. А ботовские жители заявили, что означенный священник, быв у них 8, 9 и 10 мая, требы исправлял только у тех, кои давали ему множественно денег, тако и скота; а кои неимущие, к тем по зву не ходил, и оставя у тех младенцев не крещенными, а покойников не отпетыми, чинил озорничества и непорядки, так что и до женскаго пола обезчестить касался. Таковая же жалоба принесена была на шалопугинскаго священника, в таких же выражениях и тому же князю. Указом консистории 16 ноября 1771 г. приказывалось произвесть дознание; протопоп Гробов 30 декабря дознание произвел и донес консистории. Последняя дознание нерчинскаго закащика заподозрила в пристрастии и указом 28 апреля 1772 г. дело это поручила заводскому закащику. На переизследование дела повлияла промемория канцелярии горнаго ведомства. Чем кончилось, не знаем и не видали в архиве.

В конце 1772 г. Нерчинск узнал о назначении преемника святителю Софронию. Нерчинский закащик протопоп Гробов получил 29 ноября 1772 года, в 12 часов по полуночи, чрез почту от нерчинской воеводской канцелярии, указ Свят. Синода, от 14 августа (полученный в Иркутске 31 октября), в котором объявлено, что Ея Величество 2 августа повелела: «Посвятить во епископа, в иркутскую епархию тобольскаго Знаменскаго монастыря архимандрита и семинарии ректора Михаила; посвящение коего произвесть в Казани чрез архиепископа казанскаго Вениамина и чрез епископа вятскаго Варфоломея». 30 ноября указ этот за литургией всенародно был объявлен жителям Нерчинска (ук. ир. д. кон. 31 окт. 1772 г.). С этого дня в Нерчинске началось моление о новом архипастыре, который и сам не замедлил прибыть и вступить в управление своею паствою.

В Нерчинске 3 мая 1773 года получен указ иркутской духовной консистории о том, что «5 декабря 1772 г. архимандрит Михаил хиротонисован вышеозначенными иерархами во епископа иркутскаго, и что он прибыл в Иркутск 18 марта 1773 г. и в управление вступить соизволил» (ук. ир. д. кон. 11 апр. 1773 г.). Что же нашел преосвященный Михаил в нерчинском заказе?

Закащиком был нерчинскаго собора протопоп Павел Гробов. В заказе его состояли: 2 нерчинския соборныя церкви – Воскресенская и Троицкая; торгинская Знаменская; курлыченская Спасская в деревне Епифанцевой; Нижне-Сретенскаго острога Сретенская; шалопугинская Покровская; ундинская Николаевская; урульгинская Николаевская; куенгская Ильинская; городищенская Введенская; читинская Архангельская; яровинская Спасская; телембинская Николаевская; доронинская Богородская; урульгинская в деревне князей Знаменская;  ангинская  Николаевская, итого в заказе было 16 церквей.

Построение вновь церквей и освящение оных при преосвященном Михаиле I в нерчинском заказе.

1) Каменная Троицкая церковь в Сухановой слободе.

Яренский купец Кирилл Васильев Суханов 18 октября 1773 года, в видах миссионерских, о чем скажем ниже, просил у преосвященнаго Михаила благословения построить во имя Пресвятыя Троицы по реке Алеуру, на устье речки Бусулея, в слободе Сухановой, часовню. Преосвященный отвечал: «Часовен строить не велено, а когда много будет новокрещеных, то можно будет создать церковь». 27 февр. 1775 г. Суханов с новокрещенными снова начал ходатайство о постройке уже не часовни, а церкви. 20 ноября 1775 года, согласно синодальному указу, последовало распоряжение о заложении деревянной церкви во имя Св. Троицы в Сухановой слободе, на построение которой было выдано из казны 1000 рубл. ассигнациами. Когда освящена и когда сгорела эта первая церковь в Сухановой слободе, из архивных дел не видно. Но в начале 1779 года бывший купец, а теперь уже дьячек, Кирилл Суханов был в Иркутске, куда он прибыл за благословением построить в своей Сухановой слободе вместо сгоревшей церкви каменный трех-придельный храм. Получив благословение, Суханов в сане диакона возвратился в Нерчинск и приступил к построению третьей каменной церкви в здешних местах (до этого времени было две каменныя церкви: нерчинская Троицкая и монастырская Успенская).

К концу 1782 года в Сухановой слободе храм был готов. И вот 12 ноября 1782 г. архипастырь благословлял нерчинскаго закащика Павла Гробова освятить во вновь построенной каменной в Сухановой слободе церкви придел во имя Всех Святых. В следующем году 13 мая владыка снова благословлял того же закащика освятить настоящий каменный Троицкий храм с приделом Успения Пресвятыя Богородицы (см. подробности об этих церквах в «Иркутск. Еп. Вед.» за 1879 год. Ст. св. Корелина).

2) Походная церковь во имя Происхождения Честных Древ в Сухановой слободе.

Яренский купец Кирилл В. Суханов, уже в сане протопопа Сухановой слободы, в бытность свою в Иркутске, в 1786 году, ходатайствовал пред преосвященным Михаилом о сооружении в Сухановой слободе другой церкви походной. Архипастырь уважил это ходатайство и на сооружение церкви дал грамату на имя протопопа Суханова. Походная церковь сооружена была Сухановым на свой кошт и освящена во имя Происхождения Святых Честных Древ. Св. антиминс оной и теперь хранится при нерчинском соборе.

(Продолжение будет)


№ 46 (15 ноября)

Материалы для биографии преосвященнаго Михаила I-го (Миткевича), епископа иркутскаго и нерчинскаго (1772-1789)

(Продолжение)

3) Читинская Архангельская церковь с приделом св. Николая.

В конце 1774 года в Читинском остроге снова сгорела церковь, и жители просили архипастыря благословить постройку новаго храма. Преосвященный Михаил 18 февраля 1775 года благословил закащика протопопа Гробова заложить в Читинском остроге вместо сгоревшей вновь Архангельскую и Николаевскую церковь с присылкою граматы, которая и передана с роспискою читинскому священнику 12 апреля 1775 года. В следующем году храм был готов. Он был в два этажа; в верхнем этаже придел освящен во имя Архистратига Божия Михаила и прочих безплотных Сил, а в нижнем во имя св. Николая. Эта церковь по днесь украшает г. Читу; она деревянная и требует значительных поправок (см. описание монастырей, соборов, церквей и часовен преосвященнаго Мартиниана, епископа селенгинскаго за 1871 год).

4) Нерчинская, каменная, Михайло-Архангельская церковь.

Еще епископ Иннокентий Нерунович в 1746 году, в Братской пустыне, благословил нерчинских дворян, детей боярских и людей служилых к бывшей Троицкой каменной церкви приложить каменную паперть, над папертью каменную церковь, а над церковью каменную колокольню. Подрядчиком явился некто посадский Иван Ловягин, который за работу рядил со всеми своими материалами 1200 руб. асс. Церковная кладка затянулась и только через 30 лет церковь была готова к освящению. 23 апреля 1776 года преосвященный Михаил благословлял нерчинскаго закащика протопопа Гробова освятить вновь построенную каменную церковь, над папертью, во имя Архистратига Михаила и прочих безплотных Сил новым св. антиминсом. Церковь освящена 3 октября 1776 года, на память священномученика Дионисия Ареопагита. На св. Антиминсе и теперь священнодействуют, а грамата на освящение храма хранится при нерчинском соборе (см. подр. «Ирк. Еп. Вед.» 1878 г. № 32, 33, 34 ст. свящ. Корелина: историч. записка о церквах г. Нерчинска).

5) Цурухайтуевская Николаевская церковь.

Цурухайтуевский форпостный начальник с дворянами и служивыми людьми получили благословение в начале 1775 года построить в Цурухайтуевском форпосте церковь деревянную во имя святителя и чудотворца Николая. В следующем году церковь была готова к освящению; преосвященный Михаил от 6 октября 1776 года благословлял закащика прот. Гробова вновь построенную церковь освятить новым св. антиминсом, грамату на освящение передать местному причту. Подписал протопоп Иоанн Миткевич. В Нерчинске получен указ и грамата 12 января 1777 года.

6) Кутомарскаго завода Екатерининская церковь.

Еще при свят. Софроние, в начале 1766 года, начальник нерчинских горных заводов начал ходатайство о постройке деревянной церкви на Кутомарском заводе, во имя великомученицы Екатерины. Как шла переписка, когда получено благословение на заложение и освящение церкви, мы не нашли в делах. Только 10 октября 1776 года преосвященный Михаил благословлял нерчинскаго закащика Павла Гробова освятить в Кутомарском заводе, при Екатерининской церкви, придельный храм во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла. Подписал архимандрит Синесий. В Нерчинске грамата и указ получены 18 января 1777 года.

7) Чиндантской дистанции Георгиевская церковь.

Чиндантской дистанции командир капитан Данилов 18 декабря 1776 года просил у преосвященнаго Михаила благословения построить в оной дистанции вновь церковь во имя св. великомученика Георгия и определить священника, который, если не пожелает жить на доходе, то обязуется он со всех жителей собирать на жалованье 40 руб. асс. Преосвящ. Михаил на решение представил Св. Синоду, а священника предоставил капитану Данилову самому избрать, каковой и нашелся в Урульгинской слободе; священником в Чиндант определен Степан Подгорбунский (ук. ир. д. кон. 21 авг. 1777 г.). Когда заложена и когда освящена Чиндантская Георгиевская церковь, в делах нерчинскаго заказа не нашли указаний, ни за время святительства Михаила I-го и Вениамина I-го, а причты числятся при том и при другом.

8) Нерчинско-Заводский храм, соборный.

2 февраля 1781 года рукоположен во священника в Нерчинский завод к Петропавловской церкви мещанин Феодор Гаев, так как при соборе не оказалось ни одного священника, хотя по штату и полагалось 5 священников, а из детей священников выбрать ныне некого. Вот этому-то новопроизведенному во священники Гаеву 18 февраля 1781 года преосвященный Михаил приказал дать книгу для сбора пожертвований на два года, чтобы на собранныя деньги перенесть заводскую Петропавловскую соборную церковь на другое место и на содержание оной. Церковь эта построена была в 1727 г., в год принятия святым Иннокентием иркутской паствы, комисаром Аргунских серебряных заводов (ныне большой Нерчинский завод) Бурцовым. В начале 1728 г. Бурцев был в Иркутске и просил святителя Иннокентия, чтоб построенную в том заводе, с благословения тобольскаго митрополита Антония, церковь освятить во имя Рождества Христова. Освящение поручено было читинскому протопопу Маркиану, но оказалось, что нет антиминса. Лишний антиминс был в Троицком селенгинском монастыре, подписан же был он на имя св. Апостолов Петра и Павла (подр. «Ирк. Еп. Вед.» 1863 г. № 43 Управление св. Иннокентия).

23 августа 1793 г. преемник преосвященнаго Михаила владыка Вениамин I-й разрешил старую и ветхую Петропавловскую церковь разломать, лес употребить на отопление церковное, а о железе написал преосвящ. Вениамин: «в продажу железных вещей церковных не употреблять, а хранить оныя для употребления в церкви же». В начале 1787 года, 18 января нерчинский закащик протопоп Павел Гробов получил благословение и три граматы на освящение вновь построенной деревянной соборной церкви в Нерчинском среброплавительном заводе во имя Богоявления Господня с приделами Казанской Божией Матери и свят. Апостолов Петра и Павла, старым антиминсом и двумя новыми на атласе. С этого времени заводский храм стал именоваться собором Богоявленским. Означенный храм в наших днях, на страстной неделе, с великой пятницы ночью на великую субботу сгорел со всею утварью и ризницею.

9) Кукинская во имя Сошествия Св. Духа церковь.

В начале 1781 года жители Кукинской деревни, Омодоевой, Сивяковской, Ереминой, Засопошной, Притуповой, Шекшинской и  Жупкошинской  читинскаго прихода просили преосвященнаго Михаила I-го благословить построение церкви вновь во имя Сошествия Св. Духа на Куке, в деревне Кукинской. Причинами построения церкви выставлены большие разливы рек Ингоды и Читы, большой приход и т. д., а главное то, что на церковь уже раньше собрано казны до 1000 рубл. асс. 27 февраля 1781 года архипастырь благословил закащика заложить на Куке церковь и построить зданием деревянную. 29 августа т. г. доронинской Рождества Богородицы церкви дьячек Семен Малков рукоположен во священника к новостроющейся кукинской церкви. Преосвященный дал ему наказ – прилагать все свое старание к построению и украшению новосооружаемой церкви (ук. ир. д. кон. 18 сент. 1781 г.). О времени освящения кукинской Сошествия Св. Духа сведений не нашли.

10) Князе-Урульгинская Казанская церковь.

В начале 1781 г. князе-урульгинская Казанская церковь, построенная при свят. Софроние, сгорела. По прошению князя Гантимурова с жителями, преосвящ. Михаил 27 февраля 1781 г. благословлял закащика протопопа Гробова вместо сгоревшей Казанской церкви в деревне князей заложить вновь деревянную церковь в два этажа, двух-престольную. Чрез 4 года церковь была готова к освящению. 29 марта 1785 г. владыка Михаил послал закащику протопопу Гробову две граматы и два новых св. антиминса и благословение свое освятить в деревне князей, на речке Урульге, церковь деревянную, в верхнем этаже во имя Казанския Божия Матери, а в нижнем во имя святителя и чудотворца Николая. В этой церкви в 1870 году молились мы с преосвященным Парфением.

11) Шалопугинская Покровская церковь.

Первая церковь в деревне Шалопугиной построена была по благословению святителя Софрония, епископа иркутскаго, во имя Покрова Пресв. Богородицы в 1769 году. Чрез 12 лет, при преемнике свят. Софрония, церковь эта сгорела. Удивительное дело, только и читаешь о пожарах церковных! Что бы это значило? В начале 1781 года шалопугинская церковь сгорела; 13 апреля 1781 г. преосвящ. Михаил благословлял закащика Гробова заложить, согласно прошению шалопугинцев, вместо сгоревшей Покровской церкви в Шалопугиной деревне, деревянную церковь о двух апартаментах вновь; выдать для сбора подаяний на три года ящик и книгу. Чрез два года шалопугинцы построили церковь и нижний апартамент приготовили к освящению во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. 24 мая 1783 г. епископ Михаил дал закащику грамату на освящение оной новым антиминсом. Верхний же апартамент украшен был иконостасом, св. образами и прочим при преемнике еп. Михаила I-го, при епископе Вениамине I-м, в 1793 году и освящен во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

12) Шилкинско-Заводская Преображенская церковь.

При святителе Софроние еще в 1766 г. началась переписка о постройке этой церкви. 11 января 1766 г. начальник нерчинских горных заводов ходатайствовал пред святителем о построении деревянной церкви и об определении священника во вновь устраиваемый на реке Шилке, в нерчинском кряжу, ниже Сретенскаго острога, речке Вол, среброплавительный вододействующий завод. Завязалась переписка об определении содержания церкви и причту. И когда именно заложена эта церковь, точнаго указания не нашли; только прочитали, что 27 апреля 1781 года ко вновь сооружаемой Преображенской церкви в Шилкинском заводе рукоположен священником дьячек Сретенскаго острога Егор Пляскин. Далее, того же года 21 октября епископ Михаил благословлял грамотой своей закащика протопопа Гробова освятить малым освящением, новым св. антиминсом, в Шилкинском заводе, при Преображенской церкви, придел во имя святителя и чудотворца Николая. В следующем году 1 июня святитель Михаил снова благословлял того же закащика освятить в заводе главный храм во имя Преображения Господня новым св. антиминсом.

13) Ундинская Николаевская церковь – старая, Преображенская с приделом Казанския Божией Матери – вновь построенная.

Первая церковь в Ундинской слободе была построена и освящена по благословению тобольскаго митрополита Филофея Лещинскаго в 1704 году во имя святителя и чудотворца Николая. В церкви этой ундинские жители молились при епископах: святом Иннокентие, Иннокентие Неруновиче, Софроние Кристалевском и Михаиле Миткевиче, с 1704 года по 1791 год. Епископ Вениамин 2 апреля 1791 г. разрешил эту первую церковь за дряхлостью и ветхостью сломать и употребить лес на отопление церковной печи. В 1783 году ундинские прихожане построили вновь церковь во имя Преображения Господня с приделом Казанския Божией Матери. Епископ Михаил 3 июня т. г. благословил протопопа Гробова освятить в Ундинской слободе сооруженную Преображенскую церковь с приделом св. Николая, новыми св. антиминсами.

14) Кибиревская – Новотроицкая Троицкая церковь.

По благословению Михаила I-го, 7 августа 1783 года заложена к Кибиревой деревне, во имя Святой Троицы с приделом св. праведных устюжских чудотворцев Прокопия и Иоанна юродивых, деревянная церковь. По заложении, грамата передана ктитору Кобиреву. Чрез год придельный храм был готов к освящению. Благословение на освящение онаго дано было 11 октября 1784 года на имя закащика протопопа Гробова. Главный же храм во имя Св. Троицы освящен после смерти епископа Михаила; грамата и благословение даны были 29 марта 1792 года на имя новаго закащика протопопа Иоанна Кабакова преосвященным Вениамином I-м.

15) Шивиинская Знаменская церковь.

Святитель Михаил I-й 27 марта 1784 года благословлял протопопа нерчинскаго Гробова, по прошению жителей Шивиинской деревни, на речке Турге именуемой, заложить вновь деревянную церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, 2 же июля того же года торгинской церкви диакон Козьма Писарев рукоположен священником к этой вновь строющейся церкви, с наказом прилагать всякое старание о построении и украшении сооружаемаго храма. Чрез три года храм этот был готов к освящению, и святитель Михаил 9 апреля 1787 года благословил закащика освятить новым антиминсом шивиинскую Знаменскую церковь.

16) Городищенская Введенская церковь.

Когда именно первая городищенская церковь построена и освящена, из документов не знаем. Только в передаточной записи тобольскаго митрополита Филофея Лещинскаго викарию Варлааму Косовскому, епископу иркутскому и нерчинскому, в 1707 г. помечена городищенская Введенская церковь, деревянная, однопредельная. Затем церковь эта в 1727 году передана была святому Иннокентию, первому самостоятельному епископу иркутской епархии. Чрез 10 лет, в 1738 году, преемник святаго Иннокентия епископ Иннокентий Нерунович, проезжая в Нерчинск, дважды – вперед и обратно – молился в этой церкви. Чрез 20 лет церковь эта снова видит молящагося в ней святителя. В 1758 году третий иркутской епископ святитель Софроний в феврале совершал в Городище всенощное бдение и божественную литургию. Наконец, церковь эта пришла в ветхость, и настояла нужда в построении новой. И 4-й епископ Михаил 23 августа 1784 года благословлял нерчинскаго закащика протопопа Павла Гробова заложить и построить в Городищенской слободе вместо обветшавшей Введенской церкви новую, в то же наименование, с приделом мучеников Кирика и Иулитты, деревянную церковь. Грамата на заложение передана была ктитору Полутову. Слишком через год церковь была готова к освящению. Святитель Михаил I-й благословил закащика освятить оную, при следующей грамате, которую на память помещаем в подлиннике:

«Божиею милостию. Смиренный Михаил епископ иркутский и нерчинский: иркутской епархии, нерчинскаго заказа закащику и нерчинскаго Воскресенскаго собора честному отцу протоиерею Павлу Федорову Гробову, сего 1786 года, февраля 3 дня присланным к нам доношением вы, протоиерей Гробов, по такому ж присланному к вам Городищенской слободы Введенской церкви от священника Елеазара Пляскина доношению объявляя о сгорении оной Введенской церкви прошедшаго 1785 года декабря на 6-е число, и что вновь сооружаемая в оной Городищенской слободе в то же именование деревянная церковь строением к окончанию приведена, и ко освящению в готовность приведена, и для того просили вы о освящении оной вновь построенной Введенской церкви оставшимся  об  объявленной погорелой церкви св. антиминсом, почему благословляем вам протоиерею Гробову означенную вновь построенную в Городищенской слободе во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы церковь по постановлении престола в указанную меру, а жертвенника по препорции места, прежним св. антиминсом по чиноположению церковному освятить, и когда освящена будет, о том к нам прислать репорт, во свидетельство чего сия грамата рукою нашею подписанная и печатию утвержденная дана в богоспасаемом граде Иркутске лета от воплощения Господня 1786-го, марта в 18 день своеручно».

Так городищенские жители стали строить церковь вместо обветшавшей, а привелось освящать вместо сгоревшей. Придельный храм во имя св. мучеников Кирика и матери его Иулитты освящен уже при преемнике епископа Михаила I-го. Преосвященный Вениамин I-й 24 апреля 1791 г. благословлял граматой закащика Иоанна Кабакова освятить в Городищенской слободе при Введенской церкви вновь сооруженный придел, во имя св. мучеников Кирика и Иулиты новым антиминсом.

17) Горбиченская Богоявленская церковь.

В начале 1786 года протопоп Сухановой слободы Кирилл Васильев Суханов, в бытность в Иркутске, представил епископу Михаилу прошение дистаночнаго начальника, на речке Горбице, Разгильдеева с боярскими детьми, служивыми людьми и новокрещенными в населенных Сухановым деревнях Оморою, Черной и т.д. о построении в Горбиченской дистанции деревянной церкви во имя Богоявления Господня с приделом св. праведных устюжских чудотворцев Прокопия и Иоанна. Главною побудительною причиною к построению церкви протопоп Суханов выставлял миссионерския цели. Святитель Михаил дорожил Сухановым, удовлетворил его ходатайство, и 7 апреля 1786 года послал благословляющую грамату на имя протопопа Кирилла Суханова о заложении и построении деревянной церкви в Горбиченской дистанции во имя Богоявления Господня с приделом св. Иоанна и Прокопия юродивых. В лето 1786 г. церковь была построена, в следующем году благоукрашена иконостасом и св. образами. В начале 1788 г. в Иркутске протопоп Суханов получил архипастырское благословение освятить горбиченскую Богоявленскую церковь.

18) Сретенскаго острога Сретенская церковь.

В Нижне-Сретенском остроге первоначальная церковь была деревянная, однопрестольная, во имя Сретения Господня. Она построена была при тобольских митрополитах, упоминается в передаточных записях епископу Варлааму, викарию иркутскому, и святому епископу Иннокентию. При епископе Михаиле I-м церковь эта пришла в ветхость, посему сретенские прихожане, побуждаемые советами протопопа Суханова и, видя его благолепный храм в Сухановой слободе, просили преосвященнаго Михаила благословить – заложить и построить в Сретенском городе (Сретенск считается городом до 1798 года, в котором закрыт), вместо ветхой деревянной Сретенской церкви в то ж именование с приделами Казанской Божией Матери и святителя и чудотворца Николая новую каменную церковь. Святитель Михаил писал: «дозволить заготовлять материалы, и по заготовлении материалов особливо о заложении прислать прошение», от 28 марта 1785 года. Через три года материалы, нужные для построения каменной церкви, были приготовлены в г. Сретенске. 6 апреля 1788 года последовала от святителя Михаила благословляющая грамата на имя протопопа Сухановой слободы (попросту Бусулей) Кирилла Васильева Суханова о заложении каменной, трех-придельной церкви в городе Сретенске. Церковь эта кончена и освящена после смерти епископа Михаила; придельные храмы освящены в 1793 г., по благословению епископа Вениамина I-го.

19) Каменная курлыченская, во имя св. мученицы Параскевы, церковь.

При святителе Софроние на речке Курлыче, в деревне Епифанцевой, в 1769 г. построена деревянная церковь во имя Нерукотвореннаго Спаса с приделом св. мучеников Флора и Лавра. В 40 верстах от деревни Епифанцевой, в Сухановой слободе был построен в 1782 году Кириллом Васильевым Сухановым величественный, трех-придельный каменный храм. Курлычанам тоже захотелось иметь у себя каменный храм, о чем они и просили епископа Михаила. И вот 18 апреля 1785 г. последовала грамата о заложении в Курлыче вновь каменной небольшой церкви во имя св. мученицы Параскевы, празднуемой 28 октября, какова грамата передана на хранение священнику Мичурину. Когда шла переписка о постройке на Курлыче каменной церкви – небольшая деревянная Спасская церковь в 1784 году волею Божиею сгорела. Поневоле пришлось торопиться построением новой. Когда окончена и когда освящена была каменная церковь на Курлыче, из дел не видно; а знаем только, что эта церковь построена была неудачно. Место оказалось болотистое и церковное здание стало рушиться. От кого и от чего зависела ошибка, не знаем. Кажется, что эта церковь и по настоящее время не разобрана, а богослужение совершается в деревянной. Предполагается на Курлыче построить новую каменную церковь, заготовлялся материал и собирается казна.

20) Аргунская (Аргунскаго острога) Вознесенская церковь.

Первоначальная аргунская, деревянная, Вознесенская церковь построена при тобольских митрополитах до 1707 года; она упоминается в передаточной записи тобольскаго митрополита иркутскому викарию Варлааму с 1707 года, равно и первому епископу самостоятельной иркутской епархии святому Иннокентию. Но в начале 1786 года Аргунскаго острога Вознесенская церковь сгорела. Святитель Михаил I-й, получив известие об этом несчастии с храмом и прошение о построении новой церкви, 24 апреля 1786 г. послал грамату о заложении в Аргунском остроге вместо сгоревшей Вознесенской церкви вновь другой деревянной в то же наименование, с приделом Покрова Пресвятыя Богородицы. Храм этот освящен был после смерти епископа Михаила. Освятить его довелось по благословению епископа Вениамина I-го в 1794 г. 12 октября.

21) Краснояровская, св. Иоанна и Прокопия устюжских чудотворцев, церковь.

В начале лета 1785 года в деревне Краснояровой была заложена вновь деревянная, однопрестольная церковь во имя свят. Иоанна и Прокопия, устюжских чудотворцев. 9 апреля 1786 г. к этой вновь строющейся церкви рукоположен священником дьячек городищенской церкви Софроний Пляскин. В этом же году и церковь была готова к освящению, и святитель Михаил I-й 7 сентября 1786 года послал грамату нерчинскому закащику протопопу Гробову с благословением освятить краснояровскую церковь.

22) Дучарская Благовещенская церковь.

Еще святитель Софроний в 1762 году дал благословенную грамату нерчинскому протопопу Петру Косьмину Пляскину на заложение и построение в Дучарском руднике деревянной церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы, с приделом Архангела Михаила. Действительно же церковь заложена была в лете 1765 года, а окончена через 22 года, в 1787 г. при епископе Михаиле I-м, который 5 марта т. г. и послал грамату на освящение дучарской Благовещенской деревянной церкви новым антиминсом.

23) Сивачинская Ильинская церковь.

Когда заложена и когда освящена в Сивачах Ильинская церковь, сведений не нашли. 5 ноября 1770 г. святитель Михаил к новозаводимой в Сивачах Ильинской церкви рукоположил священником диакона урульгинской Николаевской церкви Ивана Скорнякова. Если так, то сивачинская Ильинская церковь заложена, построена и освящена при епископе Михаиле I-м.

24) Монастырския Успенская и Богоявленская; бывший нерчинский Успенский монастырь.

Нерчинский Успенский монастырь основан в 1706 году отставными казаками – завоевателями и колонизаторами Даурии; время основания и устройства монастыря было цветущим периодом существования его. Основатели построили первоначально деревянную церковь во имя Богоявления Господня; через 6 лет построена была до ныне украшающая монастырское Успенское село каменная церковь, во имя Успения Пресвятыя Богородицы, и освящена при тобольском митрополите Иоанне Максимовиче в 1712 году. Затем построены были кругом монастыря каменная стена и несколько таковых же корпусов для братских келлий. У монастыря было несколько заимок: на устье Ингоды и Онона Закаменная, на устье Унды Матусова, на Ононе Кирочинская. В первых 2 заимках дворов монастырских крестьян было по 11 в каждой, а в последней 22 двора, да при монастыре было дворов экономических крестьян 11. На заимках крестьяне занимались рыбною ловлею, хлебопашеством и разведением конских табунов, рогатаго скота и баранов. Вкладчиков при монастыре было до 150 человек. Все это обещало благоденствие и процветание для нерчинскаго монастыря, а вышло наоборот; монастырь стал оскудевать постепенно и средствами содержания и монашествующими.

Безпорядки в нерчинском монастыре начались еще при жизни святаго епископа Иннокентия. Преемник его 2-й епископ Иннокентий в 1738 году лично был в монастыре и на время привел монастырь в порядок. Третий епископ Софроний тоже в 1758 году посетил нерчинский монастырь, дал монастырю новаго игумена, бывшаго закащика нерчинскаго протопопа Илью Иванова, для того чтобы поднять благосостояние нерчинскаго монастыря. Но монастырь все приходил в худшее положение, и при епископе Михаиле I-м 3 августа 1773 года совершенно закрыт, ценная утварь и имущество перевезено в Иркутск – в архиерейскую казну, игумен Исаия, иеромонах Ианнуарий и монах Савва, составлявшие всю братию нерчинскаго монастыря, переведены в киренский Троицкий монастырь.

14 мая 1775 г. открыт при монастырских церквах приход из поселка при монастыре и деревень: Шивковой, Савватеевой, Пешковой, Матусовой, Закаменной и Кироченской. 14 декабря 1781 года разрешено разобрать каменныя стены и кельи; годный кирпич продать охочим людям, а вырученную сумму употреблять на церковное строение. 18 января 1784 года старосте бывшей монастырской церкви дана книга и ящик для сбора подаяний на поправку ветхостей. 29 марта следующаго года епископ Михаил I-й послал грамату и свое благословение сделать в бывшем нерчинском монастыре, в деревянной Богоявленской церкви, в трапезе вновь придел во имя Живоприемнаго Источника Пресвятыя Богородицы, а по сделании освятить оный новым св. антиминсом.

(Продолжение будет)


Газета «Иркутские епархиальные ведомости»

Мой комментарий