Екатерина Аникина прислала записи, из которых следует, что казаки Буторины, проживающие в Чинданте на речке Борзя и Хада-Булаке (ныне Борзинского района), — потомки Буториных с Ундинской слободы.
Сейчас собрана не большая информация о потомках Буторина Ивана Феоктистовича (1784 г.р.) и его жены Анастасии Фоминичны (1785/86 г.р.), что проживали в селе Хада-Булак. Если удастся собрать больше подробного материала, то будет возможность создать семейную книгу памяти, жертвам красного террора.
Сейчас хочу опубликовать имена Буториных, которые приблизили эту трагедию к своим родным и лично к себе. Что ими двигало? Что хотели доказать и кому? Ответов на эти вопросы сейчас нет, но понятно одно, явно не за такую свою последующую судьбу они приняли сторону большевиков.
Ниже записи из истории Оловянинского района, станции Хада-Булак, предоставил Номоконов Александр Андреевич. В них упоминаются Буторины, потомки Ивана Феоктистовича и Анастасии Фоминичны, дети и внуки их сына Буторина Ивана Ивановича 1827 г.р. и Вассы Яковлевны 1836 г.р.
Сын Ивана Ивановича и Вассы — Буторин Николай Иванович 1862 г.р. (его внучка Анна Кандидовна указала 1866 г.р.)
Внуки Ивана и Вассы — Иван Николаевич 1891 г.р., Фёдор Николаевич 1893 г.р. и Кандид Николаевич 1897 г.р.
Из истории Оловяннинского района.
Станция Хада-Булак в долине озер и болот возникла в начале века с приходом сюда железной дороги. Здесь были построены две водонапорные башни для заправки паровозов, разъездные пути встречного движения, небольшой вокзал и несколько жилых домов для обслуживания персонала.
Первыми жителями стали рабочие из России. Это семья Н.И. Буторина и семьи Василия Пугача, Михаила Попова, Ивана Полякова. Члены РСДРП Буторин и Пугач — участники рабочих волнений 1905 года в Чите. А с первых дней своего пребывания на станции Хада-Булак начали заниматься революционной пропагандой. И Хада-Булак стал одним из многих связующих звеньев в широко разветвленной сети подпольных организаций Читы, Оловянной, Борзи, рудников Букука и Белуха.
Провозглашение Советской власти в Чите 16 февраля 1918 года хада-булакская подпольная группа встретила с ликованием. Однако радость омрачило выступление атамана Семенова из Маньчжурии. Н.И. Буторин — 60 лет от роду, вступил в Красную гвардию с сыновьями Кандитом и Иваном. С ними же ушел защищать Советскую власть М.П. Попов.
Буторин и Попов в Хада-Булак больше не вернулись. Впоследствии они с восемнадцатью тургинскими казаками ушли в тайгу, где в пади Каменная, близ рудника Белуха, создали коммуну. Василий Пугач с дочерью Ольгой по заданию партии переселился на станцию Борзя. Восемнадцатилетняя Анна Полякова, схоронив мать и получив извещение об отце, убитом на германском фронте, вышла замуж за казака Леонида Чипчеева и оказалась в Турге. Здесь уже жили ее подруги — Дуся и Нина Поповы.
Анна на новом месте встретилась с руководителем местной подпольной повстанческой организации — учителем А.С. Размахниным, которого знала через Буториных. Судьба этих людей трагична.
Н.И. Буторин, бывший комиссар одной из частей Даурского фронта, был опознан предателем в селе Турга и попал в плен к карателям Тирбаха в мае 1919 года. Тургинские подпольщики освободили ожидавшего расстрела Старика и других, схваченных палачами.
После этого Буторин пробрался в Богдать к П.Н. Журавлеву и принял участие в Богдатском сражении. Буторин демобилизовался в 1920 году. Дальнейшая его судьба и сыновей пока неизвестна.
Василий Пугач, поселившись в Борзе, устроился путевым обходчиком, а Ольгу взяли работать телеграфисткой. Во время партизанской войны Пугач сообщал партизанам о намерениях врага. Последнее сообщение об отправке белыми обоза из 150 подвод и его охране (сотне казаков и пехотной роте при 15 пулеметах) стоило отцу и дочери Пугач жизни. Обоз не дошел до Борзи и пункта назначения — Александровского Завода.
Более подробно о Буторине и Пугач писал к 50-летию освобождения Восточного Забайкалья в оловяннинской районной газете «Ленинский путь» М.С. Темников — участник гражданской войны.
Анна Полякова-Чипчеева летом 1919 года вступила в партизанский отряд Раздобреева (оставив мужа, который, заручившись справкой о ранении на германском фронте, умудрялся быть «нейтральным»).
В марте 1920 года Анну определили служить в 10 партизанский кавалерийский полк, которым командовал ее деверь — И.А. Чипчеев. Член ВКП(б) с июня 1920 года, Полякова-Чипчеева погибла в боях за Приморье.
Заканчивая рассказ о революционном прошлом станции, отмечу, что Хада-Булак стал последней точкой опоры для семеновского режима. Стремясь во что бы то ни стало удержаться у власти, кровавый атаман 25 августа 1920 года заключил здесь с эсеро-меньшевистской группой соглашение, которое не имело уже никакой силы. Начатое 19 октября наступление Забайкальского корпуса Коротаева смело «Читинскую пробку». Единственной памятной вехой тем незабываемым дням стал железнодорожный мост под Хада-Булаком: на нем можно увидеть дату его окончательного восстановления «1919» (мост взорвали перед наступающим бронепоездом белых в 1918 году.
Из этого материала следует, что Буторин Николай Иванович 1862 г.р., по прозвищу «старик», уже с 1905 года баловался новыми коммунистическими идеями. И поселился на станции Хада-Булак видимо по этой причине. Его старший сын Буторин Иван Николаевич 1891 г.р., в записях будет указываться как красноармеец, все остальные пособники большевиков указываются красными партизанами. Предполагаю, что Буторин Иван Николаевич был мобилизован в Первой мировой и был на службе в Верхнеудинском казачьем полку в пятой или шестой казачьих сотнях, кои не принимали участие в войне, всё время находились в запасе в Верхнеудинске. Только там Иван Николаевич мог стать красноармейцем Сибирского полка, командиром пеших разведчиков, награждён в 1923 году Орденом Красного Знамени и боевым оружием.
На сегодня известна судьба Буториных, дедули, «старика» и его трёх сыновей. Николай Иванович упокоится в Хада-Булаке Бозинского в 1934 году. Наверное осознал, что выбрал не тех в друзья, так как его младшего сына Кандида Николаевича 1897 г.р., находящегося на партийной должности в Борзе, в 1930 году увезли в Читу, и по сей день. Его невестка, жена Кандида, сразу же вернулась в Хада-Булак с малыми дочерями Анной Кандидовной 1923 г.р. и Юлией Кандидовной 1926 г.р.
Старший сын — Иван Николаевич 1891 г.р., доигрался в 1937 году.
Буторин Иван Николаевич 1891 г.р. Житель г. Борзя Борзинского р-на Читинской обл. Красногвардеец. Арестован 15 июля 1937 г. Приговорен 9 марта 1938 г. Тройкой УНКВД по Читинской обл. по ст. 58-2, 5-7, 58-11 УК РСФСР к ВМН. Приговор исполнен 11 мая 1938 г. Реаб. 31 марта 1958 г. Читинским обл. судом Жена Клавдия — 1890, дети: Федор — 1922, Николай — 1924.
Средний сын Фёдор Николаевич 1893 г.р., так же получил то, за что воевал.
Буторин Фёдор Николаевич 1893 Красный партизан. Арестован 5 августа 1937 г. Приговорен 3 декабря 1937 г. к ВМН. Приговор исполнен 6 февраля 1938 г. Реаб. 30 июля 1959 г. Жена Анфиса Георгиевна 1905., дети Клара 1923, Августа 1926, Георгий 1931.
Есть ещё Буторины, которые выбрали путь, влияние которого бескрайне и по сей день.
Записи из капсулы, вскрытой 9 мая 2017 года в селе Хада-Булак, Борзинского.
В 1926 году по инициативе активистов села Хада-Булак была создана сельхозартель «Труд».
Организатором и председателем сельхозартели был бывший красный партизан Буторин Фёдор Николаевич.
Актив села:
Буторин Фёдор Николаевич
Буторин Матвей Иванович
Буторин Иван Васильевич
Буторин Андрей Васильевич
Буторин Кандид Николаевич
Буторин Константин Александрович
Токмаков Егор Фёдорович
В скорее сельхозартель Труд была преобразована в артель «Спайка».
Скромная запись, только имена, а где их трудовые подвиги и их поощрения за непосильные натуги?
Первый организатор и председатель, Буторин Фёдор Николаевич 1893 г.р., расстрелян в 1938 году. Его родной брат Кандид Николаевич 1897 г.р., вычеркнут из жизни в 1930 году. Старший брат Иван Николаевич 1891 г.р., хоть в активе отсутствует, но едино, расстреляют в 1938 году.
Активисты Буторины Иван Васильевич и Андрей Васильевич, это родные братья, племянники дедули Николая Ивановича, сыновья Василия Ивановича Буторина.
Из архива ФСБ по Буторину Ивану Васильевичу 1895 г.р. Красный партизан в отряде Якимова, в 1919 году командир особого эскадрона. Его родные братья на 1937 год, активист Андрей Васильевич, уже не активен и в Черновских кузнец. Иван Васильевич на станции Дарасун разнорабочий. Фёдор Васильевич 1908 г.р., кузнец в МТС Чита.
Буторин Иван Васильевич Род. в 1895 г., с. Хадабулак Акшинского уезда Забайкальской обл., русский, житель г. Борзя Борзинского р-на Читинской обл. Красный партизан. Работал в райсобесе, инспектор. Арестован 15 февраля 1938 г. Приговорен 25 марта 1938 г. Тройкой УНКВД по Читинской оол. к 10 годам лишения свободы. Умер в ИТЛ 27 сентября 1938 г. Реаб. 5 ноября 1957 г. Читинским обл. судом. Жена Александра Ивановна -1904, дети: Александр — 5, Галина — 3, Николай — 2 мес.
Активист Буторинн Константин Александрович 1896 г.р. Будет так же потомком Ивана Феоктистовича и Анастасии, сын Георгиевского кавалера 1905 года Буторина Александра Капитоновича, умершего в 1912 году, внук Капитона Ивановича. Только он из активистов Буториных помрёт своей смертью, может по причине, что будет в дальнейшем проживать в Оловянинском районе село Долгокыча.
Активист Буторин Матвей Иванович 1888 г.р., красный партизан, из писем родных ждал ареста ежеминутно, не дождался, умер в 1937 году. Его младшие братья были в здравии, значит им держать ответ за самостоятельную кончину Матвея, без резолюции сотрудников ОГПУ.
Буторин Александр Иванович 1903 г.р. Арестован 4 августа1937 г. Приговорен 9 марта 1938 г. Тройкой УНКВД по Читинскои обл. по ст. 58-7, 58-11 УК РСФСР к ВМН. Приговор исполнен 11 мая 1938 г. Реаб. 31 марта 1958 г. Читинским обл. судом. Жена Мария Константиновна — 31, дети: Нина — 15, Анна — 8.
Буторин Степан Иванович 1908 г.р. Житель с. Хадабулак. Арестован 5 августа 1937 г. Приговорен 3 марта 1938 г. Тройкой УНКВД по Читинской обл по ст. 58-10,58-11 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы. Умер в ИТЛ 13 января 1939 г. Реаб. 31 марта 1958 г. Холост. Мать Евдокия Дмитриевна — 80.
А я с автором полностью согласен. Под каждым словом подпишусь. Те «буторины», которые, балуясь политическими играми, ввергли страну в хаос Гражданской войны, разрушили страну настолько, что и до сих пор поставить её на ноги не можем, именно получили то, за что воевали. Чтобы на много, много лет вперёд острастка была тем, кто вновь захочет потрясать устоями.
Что же касается автора? Она оперирует именно теми выражениями и в таком тоне, который был в ходу у «буториных» и их наследников. Цитирую: «для семеновского режима. Стремясь во что бы то ни стало удержаться у власти, кровавый атаман» — это из Истории Оловянинского района.
Добрый день. Очень неприятны предвзятые высказывания с сарказмом. История должна быть объективной. Для меня, как потомка Буторина Николая Ивановича, память о котором мы чтим это оскорбительно. История должна отражать факты. К чему такие некрасивые высказывания? «Доигрался», «получил за то, что воевал». Прошу исключить субъективизм и подойти к историческим фактам объективно.
Валентина Васильевна, эта заметка — личный взгляд автора на ситуацию. Исключить из неё субъективизм невозможно.