Происхождение пашенных крестьян Ундинской слободы. Часть 2: Лесковы и Димовы

Согласно «Росписи нерчинским новопашенным крестьянам» 1700 года, Григорий Лесков и Перфирий Димов были определены пахать «государеву пашню» в 1699 г.:

«Суерские слободы… Фетка Агапитов Лесков от побои Петра Мелешкина на Кети умре а жена ево Офимка з детьми Гришкою Мишкою [Миткою?] з дочерьми с Насткою Степанидкою Улькою в Нерчинску да сын же ево Трифанко дочери Матренка Улка идучи дорогою померли. А Феткин сын Гришка в прошлом 207 году поселен на пашню и к нынешнему 208 году сеял полдесятины государской ржи.

Пронка Яковлев Димов з женою Манкою с сыном Бориском в Нерчинску а мать ево Анютка идучи дорогою умре а пасынок ево Петрушка из Тоболска непослан непонятно для чего.

Першка Яковлев Димов з женою Танкою з дочерьми Настею Анюткою в Нерчинску в прошлом 207 году поселен он Першка на пашню и к нынешнему 208 году (…?) государской полдесятины (…?)».

Именно с этим событием, как мне кажется, можно связать возникновение деревень Лесковой (современное село Лесково) и Димовой (современное село Жидка). Крестьяне Лесковы и Димовы и их семьи упоминаются в 1-ой ревизии 1719 г. как пашенные крестьяне Ундинской слободы.

Чтобы выяснить происхождение Лесковых и Димовых, нужно для начала рассмотреть обстоятельства их перемещения в Нерчинский уезд:

«Крупное переселение было произведено по грамоте 1687 г. В этом году тобольскому воеводе А. Головину с товарищами было велено переписать всех крестьян, поселившихся в Тобольском уезде после переписи Л. Поскочина. Всего было переписано 589 дворов с населением в 1494 человека. В 1688 г. было указано всех переписанных, «дав им дощаники… послать с провожатыми… в Иркутск и в Енисейск и велено тех людей поселить на пашню». В том же году из Тобольска отплыло 14 дощаников с 583 крестьянами. Остальные «по разбору» были оставлены в Тобольске. По дороге 25 человек бежали. Остальные были в разное время поселены в Иркутском уезде по рекам Белой, Оёку и в других местах. В 1701 г. иркутский воевода Н. Ф. Николев сообщал в Москву о том, что в Нерчинск прибыли направленные Тобольском 100 семей верхотурских пашенных крестьян…»

История Сибири с древнейших времен до наших дней. Т.2

Итак, Лесковы и Димовы были в числе почти полутора тысяч крестьян, поселившихся в Тобольском уезде после переписи Льва Поскочина 1681-1683 годов, а значит, в переписной книге Тобольска записей о них не должно быть. Наименование «верхотурские беглые» возникло при отправке этих крестьян из Тобольска и указывало на то, что в Тобольский уезд они пришли из соседнего Верхотурского уезда, который Лев Поскочин переписывал немного раньше, в 1680-1681 годах. Упоминаются ли Лесковы и Димовы в книгах этой переписи (Переписная и дозорная книга Верхотурского уезда 1680 г. // РГАДА, ф. 214, оп. 1, д. 697)? Да, совместно в одной деревне Ирбитской слободы:

«Ирбитской слободы… деревня Зайкова над рекою Ирбитью…

Во дворе Федка Агафонов сын Лесков сказал, родился де он Чердынского уезду в Вилгорской волости в деревне Битецкой… в Сибирь пришел и живет в Ирбицкой слободе со 172 (1664) году … дети Гришка 7 лет, Митка 6 лет… 

Во дворе Якушко Ярофеев сын Димов сказал, родился де он в уезде Еренского городка в Тохтинской волости… в Сибирь пришел и живет в Ирбицкой слободе со 161 (1653) году… дети Пронка 15 лет, Федотко 13 лет, Першка 11 лет, Якимко 9 лет, Васка 7 лет…»

РГАДА, ф. 214, оп. 1, д. 697, лл. 640об., 642 об.

Подробнее о возникновении Ирбитской слободы и ее первопоселенцах можно прочитать в статье Ю. В. Коновалова «Формирование населения Ирбитской слободы в первые пятьдесят лет существования (1632-1682 гг.)».

В Суерской слободе, которая упоминается в «Росписи нерчинским новопашенным крестьянам» как место происхождения Лесковых и Димовых, эти семьи, скорее всего, поселились после прихода в Тобольский уезд в середине 1680-х годов. Однако архивные данных о проживании там Лесковых и Димовых найдены не были.

Нужно также добавить, что проживание Лесковых и Димовых в одной деревне Ирбитской слободы в 1660-1680-х годах неслучайно. Крестьяне северных уездов уходили на Урал и в Сибирь не поодиночке, а вероятнее всего родственными группами или даже целыми деревнями. Родственные связи сохранялись очень долго. По материалам Ундинской слободы можно заметить, что Димовы и Лесковы довольно часто проживали в одной и той же деревне, а вот с Ушаковыми, например, они «пересекались» реже.

На карте приблизительно обозначены этапы перемещения «верхотурских беглых» крестьян из мест проживания их предков в Нерчинский уезд. Карта увеличивается, каждая метка содержит информацию об одной фамилии: Лесковы — фиолетовые метки, Димовы — синие.

Екатерина Аникина


Опубликовано: 07.02.2015

Последнее обновление: 16.04.2019

7 комментариев

  1. Интересно, как сведения о Димовых за 1680-1681 гг. сошлись с данными первой ревизии 1719 г. Трое из пяти сыновей Якушки Ярофеева сына Димова (Пронка 15 лет, Федотко 13 лет, Першка 11 лет, Якимко 9 лет и Васка 7 лет) через двадцать лет после прихода в Нерчинск пашут государеву пашню в ведомстве Ундинской слободы (Перфирий Димов 52 года, Прокопий Димов 60 лет, Яким Димов 50 лет), а один — отсыпщик в том же ведомстве (Василий Димов 48 лет). В «Росписи нерчинским новопашенным крестьянам» упоминаются только Перфирий и Прокопий Димовы, но по состоянию документа видно, что последняя страница или страницы были утрачены.

    1. Очень интересная информация о первопоселенцах Димовых. А известно ли кем были их потомки в станице Кударинской? Интересует период следующих ста лет до начала IXX века. Сохранились ли ревизские сказки за этот период и метрические книги ?

  2. Огромное спасибо за информацию! Получается, что Федор Агафонов (Агапитов) Лесков был уроженцем Чердынского уезда, т.е. как Вы и предполагали, мог быть из коми-зырян, а не бежал из-под Белозерска, как я думал. Деревни Битецкой у Вильгорта я не нашел. Или ее уже нет, или это деревня Бигичи (60°36′37.18″N 56°30′19.77″E) в 7 км к северу от Вильгорта.

    Нет ли переписи Поскочина на интернете? И нет ли переписной книги Верхотурского уезда 1666 года Г. Черткова и А. Бернацкого? Ссылок на них много, фрагментов тоже, но полных я нигде не нашел.

    В Ономастиконе Веселовского упоминается Пинай Степанович Лесков, 1603 г. Источник не указан. Интересно, что был у Ермака казак Пинай Степанов, который был переведен из Тобольска в Верхотурье в 1598, чтобы стать атаманом стрельцов. Было бы занятно, если ермаковский Пинай Степанов оказался Лесковым и был нам родственником.

    Упоминание о Вильгорте в «Сердце Пармы» Иванова:
    «От Чердыни Ничейка, который все знал и все умел, хотя и прикидывался дурачком, повел по Ныробскому тракту. На рассвете миновали Покчу в устье Кемзелки, где из-за частокола с Ничейкиными псами лениво перелаялись покчинские. Ворга была хорошо накатана, и нарты летели будто с горки. В полдень, когда солнце разгорелось в безоблачном небе, а леса и дали окутались серебристым, иглистым, морозным сиянием, прибыли в Вильгорт, где Ничейка свернул к керку своего брата. Потрапезничав, покатились дальше, и к ночи, уже в темноте, уже преследуемые волчьим воем, въехали в Янидор. Пермяки радушно привечали епископа и не спрашивали, какая нужда выгнала его из чердынского терема в самую стужу. И так было ясно. От этого Питирим злился и мрачнел.»

    О Суерской слободе: В 17 км от современной Суерки на Тоболе (56.253831,66.030471) есть деревня Лескова (56.110224,65.978972). Очевидно, в ней жили Лесковы, не ушедшие в Нерчинск.

    1. Переписей Л. Поскочина полностью я в интернете не встречала. Только фрагменты и выписки на разных форумах. Или вот очень хороший проект: http://www.1670.ru (Аятская слобода и село Черемисское с деревнями).

      1. Спасибо! Проект Аятской слободы действительно хороший. Жаль, что упоминаний Лесковых там нет. В переписи Яхонтова 1579 года, за 60 лет до предполагаемого рождения Федьки Лескова, в Вильгортском погосте значатся Федко Лызлов, Терешка Песков и жители деревни Лызово на речке Лызовке рядом с Вильгортом.
        http://zz-project.ru/1579-g-perepisi-solikamska-i-cherdyni/323-pogost-vilgord-na-reke-na-kolve
        Буквы Ы и ять могут быть похожи в рукописях.

  3. Димово, на современной карте – Жидка.

    Выскажу своё понимание о причине не закрепления красивого названия села как Димово.

    После основания Аргунского острога в 1681 году и заселения его близлежащими деревнями к нему относящихся, был проложен сухопутный путь до Нерчинского острога. С 1704 года эта дорога будет использоваться и населением принадлежавшего к Аргунским заводам.

    «Аргунский острог, на левом или северо-западном берегу реки Аргунь, … в 296 верстах от Нерчинска напрямую по суше. Первоначально был построен в 1681 г. на противоположном берегу Аргуни, в 2 верстах выше нынешнего пункта, на устье речки Маритка и затем, в 1690 г., после заключения мира с Китаем, в силу условий трактата был перенесен на нынешнее место».

    «Аргунские серебряные заводы расположены на маленькой речке Тузачи, … От Нерчинска до заводов насчитывается по прямой сухопутной дороге 248 верст и отсюда до Аргунского острога — 48 верст, что вместе составляет те 296 верст между Нерчинском и Аргунским острогом, которые я только что привел, так как от Нерчинска до Аргунского острога нет более короткой дороги, чем через серебряные заводы. Завод здесь был основан в 1704 г., после того, как уже 26 лет были известны руды из старых рудников прежних татарских жителей этих мест».

    Дорога эта проходила через Шелопугино, последняя деревня относящаяся к заводам (1735 г), и далее на Жидку (Димово). От Жидки на Нерчинск как Аргунская дорога — на речку Борщовка, что с хребта к реке Шилка стекает и далее по реке Шилка к Нерчинску. Вторая дорога по речке Унда, также шла через Жидку (Джидку).

    По такой причине и хребет Борщовочный мог получить своё наименование, дорога по речке Борщовка через хребет, в дальнейшем – Борщовочный. И значит, стал он так называться примерно после 1681 годов.

    «Боршевская, на речке Кулинда, которая впадает в речку Боршевка, а та, в свою очередь, впадает с южной стороны в Шилку. На аргунской дороге…».

    Караваны, что проходили через Димово, использовали первоначальное наименование этого места – Жидка (Джидка), и именно они не дали закрепится второму названию, так как на большие расстояния они распространяли и закрепляли первые коренные наименования.

    Так могло произойти и с наименованием – Джида, что на одноименном название речки, которая в Онон впадает. На том пути соляные караваны пользовались первым названием и указанные Миллером в 1735 году два других наименования по фамилиям не прижились.

    1. Раньше не обращала на это внимания, а теперь благодаря Вашему комментарию уверена, что названия Жидка и Джида происходят от одного корня, скорее всего эвенкийского. О значении гадать не буду, приведу статью их «Словаря топонимов Забайкалья» Т.В. Федотовой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.