Газета «Народная газета», 1991 год

№ __ (13 августа)

Перед этим горем гнутся горы

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река.
Но крепки тюремные запоры,
А за ними «каторжные норы».
И смертельная тоска.
Анна Ахматова, «Реквием»

Природа плакала. Затянувшиеся знойные дни сменились в это утро тяжелым ливнем. Говорят, утренний дождь до обеда. Но в два часа дня, когда пять переполненных автобусов двинулись из Читы к месту перезахоронения останков жертв сталинских репрессий, мрачное небо разверзлось еще более мощными потоками. Природа скорбела вместе с сотнями читинцев, приехавших на траурную церемонию в сосновый массив близ Смоленки.

Перед широкой могилой на специальном постаменте установлена пятьдесят одна урна. Столько останков обнаружено работниками областной прокуратуры в первом захоронении. Вокруг, на небольшом удалении, найдено еще пятьдесят могил. В них погребено, по мнению заместителя начальника управления КГБ А. Соловьева, не менее трех тысяч человек, расстрелянных в 1937-38 годах в застенках Читинского НКВД. Это только часть всех казненных в то время забайкальцев. Много безвестных могил еще предстоит найти как в окрестностях Читы, так и в районе Сретенска, Нерчинского завода, Даурии, Мангута.

На старых картах в смоленском лесу обозначена землянка. До 1953 года в ней жили, как установлено, сотрудники госбезопасности, охранявшие страшную тайну.

— Знали, сволочи, что поступили подло, — с ожесточением говорит писатель Михаил Вишняков, — потому и прятали концы в воду, боялись ответственности. А родственникам сообщали: десять лет без права переписки. И потом, после реабилитации, продолжали врать: умер-де от такой-то болезни, а тот на самом деле расстрелян. Нутром чувствовали – нечистое дело совершили.

Как понять, чем объяснить осмысленное истребление собственного народа? Или парадоксы любой тоталитарной системы непредсказуемы и зависят от того, кто оказывается на пирамиде власти?

Органы (НКВД – ред.) чаще всего не имели глубоких оснований для выбора – какого человека арестовать, какого не трогать, а лишь достигали контрольной цифры… Заполнение цифры могло… носить совершенно случайный характер.
А. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ»

Траурный митинг открыл председатель оргкомитета по перезахоронению, заместитель председателя облисполкома С. Сутурин. От имени Совета народных депутатов он выразил соболезнование семьям погибших и заявил, что исполком принимает предложение о создании в этом районе мемориальной зоны и о помощи в строительстве в Чите памятника жертвам репрессий. Подобное заявление на таком высоком уровне прозвучало впервые. Теперь облисполкому важно подкрепить его скорыми делами.

Выступившие затем на митинге сотрудник управления КГБ А. Князев, председатель Комитета памяти В. Курочкин, член секции репрессированных М. Артамонов, дочь погибшего Г. Махалова и другие выразили общее стремление увековечить память земляков и сделать все, чтобы подобные трагедии в будущем не повторялись.

После гражданской панихиды под ружейный салют началось погребение праха погибших. На глазах многих – слезы. Плакала природа, плакали люди. Татьяна Дмитриевна Авдеева потеряла в те годы отца, рабочего-железнодорожника, сама провела немало месяцев в подвалах ташкентского НКВД, чудом осталась жива. У Нины Константиновны Логвиновой расстреляли мужа, а ее, как жену «врага народа», бросили на каторгу в Акмолинский женский лагерь. Потерял отца Юрий Александрович Игнаткин. Возможно, прах его в этой могиле…

Миллионы жизней своих сограждан унес коммунистический режим. А сколько россиян забросил на чужбину! Нет, не стоила идея, тем более ложная, и тысячной доли того, что пришлось пережить стране. Тяжело будет освободиться от наследия коммунистического господства, слишком глубоко пустило оно корни. Но этот путь надо пройти. Ради сегодняшних и будущих поколений.

…К могиле мучеников ложатся первые цветы. Цветы памяти и великой скорби.

В. Васильев

Накричали речей
Мы за клан палачей.
Часто нас заменяли другими,
Чтобы мы не мешали вранью.
В. Высоцкий

РЕЗОЛЮЦИЯ
участников траурного митинга 9 августа 1991 года

Мы считаем, что политический террор в СССР является величайшим преступлением против собственного народа. Основную ответственность за массовое истребление людей несут организаторы тоталитарной системы – преступное руководство Коммунистической партии. Будет справедливо, если Компартия возместит хотя бы часть ущерба – на помощь репрессированным и строительство памятника жертвам репрессий в Чите.

В целях увековечения памяти земляков-забайкальцев, ставших жертвами политического террора, предлагаем исполкому областного Совета народных депутатов:
• Объявить 9 августа областным Днем памяти жертв политических репрессий;
• Содействовать созданию в местах массовых захоронений мемориальной зоны, памятника жертвам репрессий в Чите.

Мы просим Верховный Совет РСФСР ускорить принятие Закона «О реабилитации жертв политических репрессий».

Мы считаем, что гарантией неповторения трагических событий в нашей стране могут быть только преобразования, направленные на создание в России правового демократического государства.


← Газета «Народная газета»

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.