Газета «Заря», 1998 год

№ 5 (30 января)

Об Иване, помнящем свое родство

Старые фотографии… Сколько интересного они могут рассказать нам! На полустершихся от времени фотографиях – лица людей, давно ушедших. О чем они думали, к чему стремились, что воплотили в жизнь?

Именно эти вопросы посещают меня, когда я смотрю на эти старинные фото. Недавно я заочно познакомилась с интереснейшим человеком, который решил восстановить в памяти потомков свое родовое древо и добился больших успехов только благодаря своему упорству и терпеливому поиску. Архивы многих городов России, начиная со стольного града Москвы, открывали перед ним свои тайны.

С удивлением открыл Иван Васильевич Ушаков, что фамилия их древняя идет от бояр московских Ушатых. Как же попали они в далекое, тогда богом забытое Забайкалье? А началось все с оренбургского лихого казака – одного из потомков боярской фамилии Ивана Ивановича Ушакова. Сейчас его потомки изучают в школе произведение Пушкина «Капитанская дочка», и едва ли кто из них задумывается над тем, что одним из действующих лиц этой знаменитой повести мог быть их далекий предок. Иван Иванович Ушаков участвовал в Пугачевском восстании, потрясшем всю матушку-Россию, и за это был выслан в Сибирь, где и обосновался в Онон-Борзе недалеко от Алек-Завода. Вот с тех пор пошло в роду Ушаковых: одного из сыновей обязательно должны были назвать именем Иван в честь того первого Ивана, который пустил корни на земле забайкальской. Как же осваивали они суровый этот край, ставший родиной их детям и детям их детей?

Передо мной лежат две старые фотографии из семейного архива Ушаковых, одна датирована 1907 годом, другая 1912 годом. На первой фотографии изображена потомственная казачка Евдокия Николаевна Ушакова, рядом с ней внучка Анисья Ивановна Ушакова, дочь Ивана Хрисанфовича Ушакова, дед которого Иван Иванович Ушаков и был сослан в Сибирь.

Онон-Борзя к концу XIX века становится одной из богатых казачьих станиц в области. Здесь построена церковь, по красоте спорившая со многими церквями в округе. Здесь в 1850 году и родился Иван Хрисанфович Ушаков. Отец оставил ему большое наследство, которое сын приумножал впоследствии: табун лошадей, 400 голов скота, 2000 овец, 4 больших дома, срубленных из лиственницы – всем этим имуществом владел Иван Хрисанфович. Семья у него была тоже огромной – 14 дочерей и три сына. Последнее время проживал в Борзе на улице Ушакова. После революции эмигрировал в Маньчжурию, умер на 77 году жизни на станции Чжаройтэ на КВЖД.

Вторая фотография, 1912 года, сделана в Борзе. Мужчины в шляпах, длиннополых пальто, дети, в основном девочки-подростки, — в красивых длинных платьях с легкими дамскими шляпками на изящных головках. Кто скажет, что это деревенские девушки – перед фотографом стоят уездные барышни, всматриваясь во что-то вдали, в свое будущее? Глава семьи Иван Иванович Ушаков восседает в центре. В этой семье и родился Иван Хрисанфович, а сын его Василий Иванович назвал одного из сыновей Иваном, который не уподобился Ивану, не помнящему родства, и взялся впоследствии за летопись своего рода.

Ныне Иван Васильевич живет в Кемерове. Вернувшись из Манчжурии уже взрослым человеком, отцом семейства, он окончил техникум горного дела. Всю свою дальнейшую жизнь проработал на шахте. Неугомонный по своей натуре человек, интересный собеседник, он не может сидеть без дела. Сам он прожил жизнь, полную приключений. После революции родители его Василий Хрисанфович и Агриппина Иннокентьевна на семейном совете решили уйти за кордон, потому что только так можно было спасти жизнь своих детей. В далекий путь отправились с детьми и престарелой теткой Евдокией Николаевной Ушаковой. На пыльной степной дороге в Монголии родился у Агриппины Иннокентьевны сын, которого по традиции нарекли Иваном. Маленькому Ване пришлось нелегко. С большими потерями семейство Ушаковых добралось до Манчжурии. В то время в Монголии свирепствовала чума. Здесь, в Манчжурии, пролетели детство и юность Ивана Васильевича, он женился и вместе с братьями и сестрами вернулся в 50-х годах на родину своих предков.

Поколение за поколением идет в будущее род Ушаковых. Прошлое неразрывно с настоящим, а настоящее – с грядущим, пока живут на земле такие иваны, которые наперекор известной поговорке помнят и знают, откуда, из каких корней пошел их род.

А. Шайдонова


← Газета «Заря»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.