По следам переселенцев

Василий Осипович Ключевский считал, что «основным фактом» истории России была колонизация, то есть переселение и освоение новых земель. Забайкалье стало одним из этапов и одной из целей масштабного движения русских на восток, растянувшегося по времени на сотни лет. Из учебников региональной истории хорошо известно, как проходила колонизация русскими людьми Даурии в XVII и XVIII веках. Широко известен факт переселения забайкальских казаков на реки Амур и Уссури в середине и второй половине XIX века. В последнее время мы также много узнали о вынужденном исходе забайкальских старожилов в другие районы страны и за рубеж в 20-30-е годы XX века.

Сплав переселенцев по Амуру. Источник фотографии: dkphoto.livejournal.com

Но много ли мы знаем о внутренних переселениях – в пределах Восточного Забайкалья? В масштабах истории России переселение нескольких семей из одной забайкальской станицы в другую, конечно, не имеет большого значения, но может стать важнейшим «фактом истории» отдельной семьи. На новом месте жительства переселенцы нередко основывали новую ветвь своего рода, и было бы крайне интересно при помощи документов выявить связь между той частью семьи, что осталась в селе предков, и теми, кто отправился на новые земли.

В качестве примера того, как могут открываться забытые связи между «родовым гнездом» и переселенцами, предлагаю небольшое исследование, проведенное только по документам.

Из «Книги Памяти жертв политических репрессий Восточного Забайкалья» стало известно о трех жителях Чернышевского района, с большой долей вероятности братьях. Это Иван, Федор и Андрей Тимофеевичи Литвинцевы. В 4-м томе «Книги Памяти» сообщается, что Иван Тимофеевич родился в 1866 году в селе Чернышево Нерчинского уезда и на момент ареста в декабре 1937 года проживал в том же селе. Правда, административное деление в 1930-х годах было уже другим, и село в то время находилось в Чернышевском районе. В 7-м томе есть дополнительные сведения: во время первого ареста весной 1931 года Иван Тимофеевич жил в селе Пашино того же района.

О Федоре Тимофеевиче Литвинцеве из 1-го тома «Книги Памяти» известно, что он родился в 1867 году также в селе Чернышево. Однако, в 4-м и 7-м томах местом его рождения названо село Ефимово Нерчинского уезда, а местом жительства – в 1930-1931 годах село Чернышево, в 1938 году – станция Урюм Чернышевского района.

Из 7-го тома стало известно, что Андрей Тимофеевич Литвинцев в 1931 году проживал в селе Пашино Чернышевского района. Позднее год его рождения был уточнен по записи из 1-го тома, относящейся к сыну Иллариону Андреевичу: Андрей Тимофеевич родился в 1869 году, но место его рождения нигде в «Книге Памяти» не было указано.

Возникло предположение, что Иван, Федор и Андрей Литвинцевы переселились в район будущего Чернышевска из другой части восточного Забайкалья. Что же легло в его такого предположения?

Во-первых, поиск по «Книге Памяти» показал, что Литвинцевы, репрессированные в 1930-х годах в Чернышево и Пашино, могли принадлежать только к трем семьям, а отчество Тимофеевич у Ивана, Федора и Андрея подсказывает, что они могли иметь общего предка в предыдущем поколении:

Иван Тимофеевич (1866-1938)

Иван Иванович (1894-?)

Михаил Иванович (1902-?)

Георгий Иванович (1905-?)

Петр Иванович (?-?)

Федор Тимофеевич (1867-1938)

Алексей Федорович (1901-1938)

Николай Федорович (1905-?)

Григорий Федорович (1907-?)

Андрей Тимофеевич (1869-?)

Фрол Андреевич (1891-?)

Николай (1913-1937) и Георгий (?-?) Фроловичи

Илларион Андреевич (1896-?)

Георгий Андреевич (1903-?)

Подобная ситуация не характерна для сел, в которых представители одной фамилии проживали на протяжении 100-150 лет и более. В таких селах к началу XX века старожильческий род уже был разделен на несколько далеко отстоящих друг от друга ветвей, что почти всегда отражается в списках репрессированных.

Во-вторых, село Чернышево возникло при строительстве Транссибирской железной дороги поблизости от старинной деревни Пашино (или Пашенная), и произошло это только в самом конце XIX века. Чернышево и Пашино со временем слились и стали городом Чернышевском. Можно сказать, что Иван, Федор и Андрей Тимофеевичи в 1930-х годах жили практически в одном населенном пункте. При этом можно утверждать, что Иван и Федор не могли родиться в Чернышево, поскольку в 1860-1870-х годах такого населенного пункта не существовало. Могли ли они родиться в неком селе Ефимово Нерчинского уезда, указанном как место рождения Федора в уголовном деле 1938 года?

Так появилась версия о том, что чернышевские Литвинцевы переселились в район рек Куэнги и Алеура в 1870-1880-х годах, а их «родовым гнездом» могло быть село Ложниково на реке Унде, в народе называвшееся Ефимово (название подтверждается «Сведением о населенных местностях, состоящих в округе 2-ой пешей бригады Забайкальского казачьего войска от 1 августа 1865 г.» // ГАЗК, ф. 19, оп. 1, д. 19). В Ложниково-по-Унде часть старожилов носили фамилию Литвинцевы, а основателем села был выходец из служилого сословия Ефим Литвинцев.

Для проверки версии была просмотрена исповедная роспись Кибиревской (Новотроицкой) Троицкой церкви за 1865 год (ГАЗК, ф. 282, оп. 1, д. 2093), и в ней среди казаков деревни Ложниковой была обнаружена следующая семья:

Литвинцов Павел Матвеевич — 54, жена его Стефанида Евдокимовна — 42

Дети их Гавриил — 30, Тимофей — 28

Жена Гавриила Ксения Яковлевна — 24, дочь их Лукерия — 3

Жена Тимофея Анна Семеновна — 28, дочь их Иулита  — 2, пасынок Тимофея Луппан Шадрин, незаконнорожденный — 6.

Еще одним изученным документом стал «Список казаков и разночинцев Ложниковского поселка», составленный во время Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916-1917 годов (ГАЗК, ф. 19, оп. 3, д. 231). Восьмидесятилетнего Тимофея Павловича Литвинцева в этом списке не оказалось, как и не нашлось никого с фамилий Литвинцев и отчеством Тимофеевич.

Из исповедной росписи 1865 года уже было известно, что у Тимофея Павловича и Анны Семеновны Литвинцевых была дочь Иулитта, родившаяся в 1863 году. Но были ли у них сыновья? Чтобы выяснить это, был сделан запрос в Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК) на поиск в метрических книгах Кибиревской (Новотроицкой) Троицкой церкви записей о рождении Ивана, Федора и Андрея Тимофеевичей Литвинцевых, и результат оказался очень интересным:

«В документах фонда «Церкви Забайкальской области», хранящихся в госархиве частично, в метрической книге Кибиревской Троицкой церкви за 1866 год, в разделе о родившихся значится Иоанн Литвинцев. Родился 22 февраля (по старому стилю) 1866 года, запись №16 от 25 февраля 1866 года. Родители: казак Ложниковой деревни Тимофей Павлович Литвинцев и его законная жена Анна Семеновна, оба православного исповедания. Восприемники: казак Павел Матвеевич Литвинцев и казачья жена Агрипина Евдокимовна Зимина. Таинство крещения совершили: священник Петр Писарев с пономарем Михаилом Литвинцевым. Основание: ф. 282, оп. 1, д. 2138, лл. 9об.-10.

В метрической книге той же церкви за 1867 год, в разделе о родившихся значится Феодор Литвинцев. Родился 9 сентября (по старому стилю) 1867 года, запись №54 от 11 сентября 1867 года. Родители: казак Ложниковой деревни Тимофей Павлович Литвинцев и его законная жена Анна Семеновна, оба православного исповедания. Восприемники: урядник Гавриил Павлович Литвинцев и казачья жена Агрипина Евдокимовна Зимина. Таинство крещения совершили: священник Петр Писарев с пономарем Михаилом Литвинцевым. Основание: ф. 282, оп. 1, д. 2161, лл. 489об.-490.

Одновременно сообщаем, что метрических книг Кибиревской (Новотроицкой) Троицкой церкви за 1878-1880 гг. на хранении в госархиве нет, поэтому подтвердить факт рождения Литвинцева Андрея Тимофеевича в с. Ложниково не представляется возможным. 

(Архивная справка № А-455, 456, 456а от 26.04.2016)

Так документально подтвердились сведения из «Книги Памяти жертв политических репрессий»: Федор Тимофеевич Литвинцев из Чернышево действительно мог родиться в другой местности – в Ефимово (Ложниково-по-Унде) Нерчинского уезда. А то, что его отец Тимофей в свое время переселился на более привлекательные для хлебороба земли по берегам Куэнги, может объяснить, почему в уголовном деле сына Ивана Тимофеевича местом рождения указано село Чернышево. Человеку, в раннем возрасте перевезенному на новое место жительства, не нужно держать в памяти названия мест из прошлой жизни, а атмосфера страха 1930-х годов не располагала людей сообщать работникам НКВД подробности своей семейной истории .

Было бы хорошо завершить это исследование, обнаружив в архиве приказ по Забайкальскому казачьему войску, подтверждающий перевод семьи Тимофея Павловича Литвинцева из Ложниково-по-Унде в одну из станиц, располагавшихся по рекам Шилке или Куэнге, а также уточняющий время этого переселения. Пока же такие документы остаются хоть и доступными, но неизученными, здесь на сайте, в разделе «География», будет вестись база данных «Переселенцы».  Это поможет накапливать и систематизировать сведения о переселениях, происходивших в пределах Восточного Забайкалья в конце XVII – начале XX веков.

Екатерина Аникина


Опубликовано: 12.07.2017

Последнее обновление: 07.04.2019

Комментарии

  1. Да, казаки Литвинцевы из села Ломы весьма интересны!
    Несомненно то, что они могут быть очень близкими предками всеми уважаемого Александра Юрьевича.
    Я бы «натравила» его на поиск именно этой «ветви». Особенно интересен Константин Платонович, из-за его близкого отношения с православными деяниями. Хотя, и удалец — Тимофей, тоже неплох в качестве предка нерчинских исследователей-историков, братьев Литвинцевых.
    Но, не исключаю, что что к «ветви» ложниковского основателя Ефима Алексеевича они могут и не иметь отношения….

Мой комментарий