Газета «Забайкальские епархиальные ведомости», 1915 год

№ 15

Известия и заметки. Наречение имени

К Епархиальному Начальству одной епархии поступило прошение о разрешении наименовать младенца девочку Аделаидой. Просьба не была уважена, ибо в Православных Святцах, опубликованных Св. Синодом для руководства духовенству и мирянам, такового имени нет.

Всем православным христианам имена должны быть даваемы исключительно в честь святых Православной Церкви, и строго воспрещается давать имена римско-католическия и проч.

Кроме того Православная Церковь издревле сохранила благочестивый обычай не давать крещаемым имена Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери из подобающаго благоговения к этим великим и приснославным именам. Имя Иисус дается в честь Иисуса Навина (1-го сентября), но, в отвращение возможнаго повода к соблазну, лучше совершенно воздерживаться от наречения этим именем (Церк. Вед. 1900/36). Имя Мария дается не в честь Пресвятыя Богородицы, а в честь свв. жен, носивших это имя (26 янв.; 6, 12 февр.; 1 апреля и проч.). По указанию Св. Синода, при крещении следует давать имена по месяцеслову, издаваемому Св. Синодом.

Не должно давать православным не только имен исключительно католических (напр.: Адольф, Аделаида, Бронислав, Брациан, Леон, Мечислав, Станислав, Магдалина, Марта, Роза, Тереза, Франциска) или протестантских (напр.: Альберт, Леонард, Амалия, Беатриса, Клара, Клементина, Шарлотта), но и таких, которыя даются католикам и протестантам из имеющихся в памятниках православной агиологии, которых нет в наших синодальных месяцесловах (напр.: Август, Аврелий, Бонифатий, Владислав, Горгония, Дамас, Ифигения, Леандр, Сикст, Телесфор, Феликс, Флорентин, Флориан, Христин, Цецилия).

Циркуляром Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы, от 13 февраля 1889 года, было вменено в обязанность всем священникам экзархата, чтобы они при крещении давали имена лишь тех святых, кои почитаются Православною Церковию, и не нарекали бы имен грузинских святых, не известных ни обще-православной Вселенской Церкви, ни местной Грузинской, а употребляемых в грузинском народе (напр.: Дареджана, Иордан, Гарсеван, Реваз, Вахтанг), дни памяти которых Грузинской церкви неизвестны.

В синодальном месяцеслове нет также имени Ярослав, хотя в гражданских календарях оно иногда и встречается. Не советуется также давать имен: Пуд, Лупп, Акакий, Дула, Вил, Муко, Пигасий, Псой, Урван, Голиндуха, Уирко и т.п., чтобы не давать повода людям соединять иногда не совсем благоприличныя представления с именами, которыя полагаются на сынов Православной Церкви, как священная печать (Рук. для с.п. 1875 г. 50).

Не следует нарекать имен: Аглаида (Ц.В. 1893/12), Анатолия, Ангелина (Ц.В. 1897/23; 1899/42; 1908/21), Аронос, Боян, Василла, Викторина (Ц.В. 1908/23), Виктория (Ц.В. 1904/41; 1891/41; 1891/12), Гантиол, Горазд, Диоген, Дион, Драгутин, Емилий, Емилия (Ц.В. 1896/19; 1908/19; 1910/21), Квадрат, Леонида, Лоллий, Магна, Маркеллина, Марциал, Мартиал, Моавия, Нада, Онисий, Провий, Ростислав, Сатур, Святослав (Ц.В. 1896/3; 1907/7; 1904/49; 1906/30), Тавифа, Филон, Фотида и Фотиния.

Некоторые святые имеют по два имени, как то: Владимир назван в святом крещении Василием, Ольга — Еленою, Всеволод — Гавриилом, Борис — Романом, Глеб — Давидом. Церковная практика показывает, что можно давать то имя, которое упоминается в церковных песнопениях в честь святого (Турк.Е.В.).

Протоиерей Димитрий Муромцев


← Газета «Забайкальские епархиальные ведомости»

Мой комментарий