Газета «Забайкалье», 1902 год

№ 89 (7 июля)

Пос. Онохова (Ундинской станицы)

Не откажите напечатать нашу «скорбь» следующаго рода: Наш приход с заселения Нерчинскаго Округа славился одним из обширных и доходных для служителей церкви. Церковь же наша трехпрестольная, по красоте своей может считаться одной из первых в округе. Приход состоит из девяти деревень, расположенных от церкви недалеко, самые дальные в десяти верстах.

Года три-четыре тому назад приход разделился со смежной с нашим приходом Новотроицкой церковью; раздел сделали не поладившие между собой два священника; первый остался в Новотроицкой, а второй перебрался в приписную в пос. Ложникова; последний взял в свое ведение три деревни и Каменский прииск, деревню же Каменку и прииск снес на свой счет в с. Олово, а самый прииск отошел к Новотроицкой церкви. Приход два поселка Бутарина и Ложникова содержать отказываются и хотят уйти обратно к Новотроицкому приходу, т.к. общими силами легче содержать. А причту, священникам, как видно, это нежелательно, и они требовали, чтобы поселки Онохова и Подойницына ундинскаго прихода перешли к Ложниковскому, но эти две деревни не согласны переходить из своего древняго прихода в новый и просили духовное начальство, дабы их не отделяли от родного прихода, даже просили прибавить еще третьяго священника, но слушать их приговоры не хотят, а стараются отделить.

Несмотря на наш приговор, 2 мая собрали совет священников в деревне Ложниковой и постановили приговор: отделить Онохово и Подойницыну, а от нежелающих деревень не опросили и доверенных; выходит, что решили дело одни священники.

Что заставило оо. священников делить приходы? Разстояние невелико, да и жители не стесняются разстоянием, Бог знает. В таких богатых приходах как новотроицкий и ундинский все церковнослужители живут небедно, исключительно на доходе, не получая с казны жалованья, а с отделением Оноховой и Подойницыной священнослужители, пожалуй, потребуют жалованья; выгоднее было бы упразднить новооткрытый Ложниковский приход и причислить его, как был и прежде, к Новотроицкому.

Прихожанин


№ 119 (25 сентября)

Нашла коса на камень. Ст. Новотроицкая (Унда)

Купец Новиков заключил условие с заведывающим Ундинскими золотыми приисками на доставку товаров для приисков и выговорил себе исключительное право торговли на этих приисках, т.е. приобрел монопольное право, и считал, что может отдыхать под смоковницею, но не тут-то было!.. Между тем, дело интересное. Ранее этого здесь вели торговлю чуть ли не все ундинские торговцы и делали хорошие гешефты…

Легко понять, пишет местный корреспондент, как обезкуражены были торговцы… (еще бы!) Не растерялся только г. И. Б-ч. Сообразив, что право договора касалось только приисковой «земли», но не имело никакого отношения к «воде» (прииск находится на берегу р. Унды), Б-ч решил воспользоваться этой недомолвкой и, купив у казаков лесу, построил из него плот, который и спустил на реку. Сделав на нем будку для склада товаров, Б. хотел уже открыть торговлю «на воде»… Но так остроумно задуманному предприятию (в обход, конечно, договора!) не суждено было осуществиться, с грустью пишет изобретатель «водяной торговли», благодаря г. Гаспарову… Этот деятель, лишь дело коснется «леса», говорит корреспондент, непременно вмешается, хотя бы оно до него и не касалось. Новиков совсем было пришел в отчаяние от неожиданной «водяной» конкуренции, но его выручил г. Гаспаров. Несмотря ни на какие доводы Б-ча, г. Гаспаров вытащил плот на берег и раскатал бревна, хотя не имел на то права, так как лес (на плот) Б-чем куплен у казаков и очень давно, а «вода» не подведомственна г. Г-ву!

Ундинец

Читая корреспонденцию «Ундинца», не знаешь, чему больше удивляться: ловкости ли г. Новикова, монополизировавшего целую округу, но не предусмотревшего «водяной конкуренции», изобретательности ли г. Б-ча, сумевшего воспользоваться «оплошностью» договаривавшихся сторон, явно действовавших не во благо третьих лиц, т.е. потребителей, или же смелости г. лесничего, явно нарушающаго права казаков и крестьян и орудующаго безпрепятственно там, где только увидит лес, не спрашивая, чей он! Явно, что на Унде с законом никто не справляется и действуют все по пословице: «кто палку взял, тот и капрал». И все уверены, что они правы.

Урульга

Насколько наши инородцы индифферентны к таким важным интересам, как интересы церкви, лучше всего иллюстрируют следующия обстоятельства. Везде дрова у нас продаются по два рубля сажень, а для надобностей церкви они поставляются по три рубля. На каких условиях производится окраска церкви, об этом не знают ни церковный староста, ни прихожане. Торгов на окраску никаких не производилось. Словом, оказывается – все дела семейныя и, пожалуй, по неволе приходится быть индифферентным…

Ст. Новотроицкая (Нерчинск. уез.)

В 1901 г. с крестьян Казаковскаго участка, расположеннаго на земле горнаго ведомства, начали взыскивать подесятинный сбор в количестве 50 коп. с десятины, между тем как раньше крестьяне платили только по 15 или 20 коп. Около половины казаковцев отдали эти 50 к., а остальные уперлись.

По отъезде новаго сборщика, крестьяне собрались на сходку и решили «поддеть» его на удочку. Они усмотрели оплошность: на расписках в получении денег сборщик не обозначил время, за которое взыскивается новая плата 50 коп., и через несколько дней явился к нему казаковский староста, заявив, что вы де, ваше вы-дие, на расписках-то не выставили время, за которое взыскали с нас деньги за землю, пожалуйста, выставьте! Хорошо, говорит сборщик, и написал на расписках «за год».

Получив нужную надпись, крестьяне послали заявление в горн. управление с просьбой разъяснить, почему и как с них взысканы лишния против прежних лет деньги? На это они получили ответ – что поземельный сбор должен взыскиваться в прежнем размере. В феврале и г.г. лесничий в поселках Жидкинском и Макаровском нашей же станицы взыскал за порубленный лес несколько сот руб., а в пос. Усть-Теленгуйском, благодаря отпору поселковаго атамана, казаки не заплатили ничего, хотя им и грозили, что они заплатят чуть ли не в 5 раз более штрафа за неправильныя порубки, которых в самом деле не было. Узнав все это, теперь и взыскивают с лесничаго неправильно им собранныя деньги.

У казаков пос. Семеновскаго г. лесничий описал было лесу на 500 руб., но они доказали, что рубили собственный в отведенной им черте.

Владения казаков поселка Ложниковскаго граничили с землями крестьян Каменскаго селения: в настоящее время каменцы переселены в Оловскую волость, а земли их отошли во владение Унд. зол. пром., и г. лесничий, несмотря на заявление ложниковцев, что это их земля, захватил их лес и провел грань прямой линией.

Можно бы привесть массу случаев, где являются ненужные споры, отвлечение казаков от дела, и все это делается так себе, без малейших оснований, а только бы насолить нам, и действительно – солят.


№ 134

Станица Новотроицкая (Нерчинскаго уезда). Школьное дело

Есть в нашей станице министерское одноклассное училище, две церковно-приходских школы и в каждом поселке школа грамоты. Церковно-приходския и школы грамоты открыты по предложению священника М. Титова. Министерское училище помещается в старом здании, служившем для жилья еще при батальонных управлениях, и своим размером и положением соответствует требованиям школьной гигиены. Хорошо обставлено также здание семеновской церковно-приходской школы и здания школ грамоты Новотроицкаго промысла.

Здания школ грамоты поселков Жидкинскаго, Макаровскаго и Теленгуйскаго отличаются своей антигигиеничностью и представляют одиноко стоящие хибарки, без сеней, размером в шесть квадратных сажень; классная мебель их состоит из 2-3-х столов, представляющих из себя простую доску на вбитых четырех кольях и отдельных от столов скамеек; все это устроено без малейших понятий о правильной обстановке школьной мебелью.

Так, в школе грамоты Макаровскаго поселка при каждом вставании учеников всего стола – скамьи падают назад, а столы также имеют полную возможность падать вперед, но ученики не позволяют этого, из опасения, что вместе со столом упадут и их школьныя принадлежности; это делается уже несколько лет и у общественников не хватает охоты к исправлению этого неудобства.

По числу населения Шелопугинская ст., после Ундинской, считается второй, давно нам следовало бы иметь и двухклассное министерское училище, но к стыду нашему министерского двухклассного училища у нас еще долго не будет, хотя и был вопрос об открытии его на станичном сборе, где порешено было на постройку и обстановку училища просить деньги, принадлежащия Новотроицкой станице, за хлеб, данный станицей на содержание арестантов 20 лет тому назад, на сумму 14000 руб., но на это ходатайство распоряжения не последовало, а новотроицкие раскошеливаться из будущих рессурсов видимо не хотят.

А нужда в двухклассном училище в настоящее время очень ощутительная и имеющие средства казаки отправляют своих детей в Ундинское двухклассное училище, которое пользуется у нас хорошей репутацией.

Надежда, возлагавшаяся ранее народом на церковно-приходския школы и школы грамоты, теперь пошатнулась, потому что учителя названных школ, назначаемые батюшками, не пользуются симпатиями среди населения и часто случается, что жители не желают учителя, которого назначает духовенство, и указывают на других, более способных и более независимых.

Например, в Новотроицкой школе грамоты учителем состоит псаломщик, который отрывается от школьных занятий требами, и потому казаки вошли было к священнику с просьбой, объяснив, что псаломщик отрывается иногда несколько раз в день от учения для исполнения треб и просили другого учителя, даже указали лицо, которое они желали бы иметь, но вместо исполнения наряжается следствие по этому делу и, наверное, указанное обществом лицо не будет учителем.

В поселке Верхне-Галгатайском творится такая же история, там учителем состоит лицо, не имеющее даже самаго элементарнаго образования, а о знаниях его можно судить по тому, что он не имеет понятия даже о квадрате…

Да вообще школьное дело в Новотроицкой станице с незапамятных времен служит ареной разных процессов и тяжб. Так, лет семь тому назад, учителем в министерском приходском училище был новотроицкий же казак, который хотя и не имел прав учителя, но обладал хорошей подготовкой, а главное был предан своему делу, но новотроицким показалось завидно, что учитель в каникулярное время берет с них жалованье и занимается дома хозяйством, и они, не долго думая, постановили приговор на станичном сборе и из трехсот рублей, получаемых учителем, отняли у него 100 (сто) руб., хотя эти деньги учитель и взял потом у них, но вышел в отставку. После него приехала учительница, которая свою службу у нас закончила небывалым скандалом…

В настоящее время у нас в приходском училище учитель, хотя и не имеет специальнаго учительскаго образования, но предан своему делу и пользуется уважением населения, и училище его не может вместить всех желающих, хотя он получает прежнее жалованье, т.е. триста руб. в год, наравне с учителями школ грамоты.

Плебей


Газета «Забайкалье»

Мой комментарий