Дело Иркутской духовной консистории о строительстве церкви в деревне Алеурской Забайкальской области

Источник: ГАИО. Ф. 50. Оп. ОЦ. Д. 1597.

Примечание: Электронные образы листов 1-10 архивного дела предоставлены для расшифровки А. Кожиным (г. Иркутск).

Датировка: 1861-1862 гг.

Публикуется впервые.

Дата публикации на сайте: 23.02.2021

Содержание дела

(л. 1)

Забайкальское казачье войско
Командира № 12 пешаго Баталиона
21 января 1862 г.
№ 153
Село Ломовское

Его Высокопреосвященству Преосвященнейшему Епископу Иркутскому, Нерчинскому и Кавалеру.

Казаки командуемаго мною № 12-го пешаго баталиона Забайкальскаго казачьяго войска изъявили желание построить в деревни Алеурской церковь во имя Святителя Николая Чудотворца по случаю дальняго растояния от приходской церкви, и в деревни Мангидайской – церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы по случаю дальняго (л. 1 об.) разстояния от приходской церкви и затруднительнаго сообщения их в летнее время, в особенности в весеннее, когда вскрывается река Шилка, и осеннее, когда покрывается льдом, с помощию собственнаго их иждевения и во обще с усердствующими в постройке храмов.
О чем словестно меня просили в дополнение поданных ими Вашему Преосвященству прошений о разрешении в постройке вышеупомянутых храмов выслать им план на сооружение церкви.

Сообщая о сем Вашему Преосвященству, имею честь (л. 2) покорнейше просить, буде будит Ваше разрешение о постройке церквей, не оставить выслать планы, на что буду иметь честь ожидать от Вашего Преосвященства уведомление.

Подполковник Бруннер.

(л. 4)

Его Преосвященству,
Преосвященнейшему Парфению, Епископу Иркутскому и Нерчинскому
и разных орденов Кавалеру

Благочиннаго Нерчинскаго уезда протоиерея Павла Затопляева
покорнейший рапорт.

Долг имею представить при сем Вашему Преосвященству прошение доверенных от трех деревень прихода Курлыченскаго, а имянно: Алеурской, Утанской и Поповской, казаков Забайкальскаго казачьяго пешаго войска № 12 бат. Сидора Андреева Кондратьева и № 9 бат. Петра Алексеева Матафонова, и при этом две подписки от жителей означенных 3-х деревень о желании обратить часовню Алеурско-Николаевскую в приходскую церковь – с таковым покорнейшим своим донесением, что часовня Алеурская, по надлежащем исправлении оной, может с пользою (л. 4 об.) быть обращена в церковь, но не приходскую, а приписную, принадлежащую церкви Сухановской, и под такими условиями:

1. Чтобы поименованныя три деревни: Алеурская, со 109 человек мужеска пола разнаго звания, Поповская, с 65 человек муж. пола, Утанская, со 129 чел. муж. пола казаков, и еще Гавурская с 29 челов. казаков – были от прихода Курлыческой Спаской церкви отчислены к приходу Сухановской Троицкой церкви на том основании, что приход Курлыченский состоит из 962 чел. муж. пола, проживающих в 8-ми деревнях, а приход Сухановский только из 500 человек, и то небогатых ясачных, и что эти четыре деревни удалены от церкви Курлыченской на 30 верст неровнаго местоположения;

2. Чтобы часовня эта была исправлена надлежащим образом, и даже если можно увеличена пристройкою деревянною (как и хочется жителям сделать) принаровительно к планам, изданным на постройку малых церквей в 1860 году Иркутскою Д. Консисториею;

3. Чтобы Священник Сухановский имел постоянное свое пребывание с одним причетником при приписной (л. 9) Николаевской церкви, а при Сухановской для надзора за церковию и на случай отправления богослужений и требоисправлений оставался бы на постоянном жительстве один причетник из двух штатных, или даже нарочито определенный третий, так как пребывание Священника на новом месте более сообразно с расположением прихода, чем пребывание его при Сухановской церкви, да и более будет полезно по многонаселенности. Таковое устройство будет благоприятствовать и тому еще, чтобы настоящаго Сухановскаго Священника – человека нетрезвой жизни – заменить хорошим, чего при настоящем устройстве, по бедности местоположения Сухановской деревни, трудно достигнуть. По всем соображениям моим кажется, что если Бог благословит исполниться желанию жителей деревень Алеурской, Утанской и Поповской при изложенных мною условиях, то прихожане Сухановские почти все, исключая жителей самой слободы Сухановской, состоящей всего из 18 домов со 117 человек обоего пола, (л. 9 об.) будут избавлены больших затруднений и неудобств в сообщении со Священником; Сухановская же церковь потеряет немного от распределения новаго, ибо Священник по временам может навещать оную для богослужений и даже приглашать для присутвования при богослужении прихожан своих, и особенно в праздники великие; поэтому и упадка в оной церкви не может быть ощутительнаго и потому еще, что эта церковь по своей отдаленности пользуется уважением особенным многих, и имеет для поддержания свой капитал ежегодный 30 руб. сер., получаемый из казначейства Читинскаго по завещанию Строителя Протоиерея Кирилла Суханова.

Вашего Преосвященства, милостивейшаго Архипастыря нижайший послушник Благочинный Протоиерей Павел Затопляев.

1862 года Генваря 31 дня. № 81. С прошением об учреждении приходской церкви и двумя подписками, при оном приложенными.

(л. 6)

Его Преосвященству
Просвященейшему Парфению, Епископу Иркутскому и Нерчинскому и кавалеру разных орденов

Доверенных от общества трех деревень Алеурской, Ултанской и Поповской № 12 баталиона прихода Курлыченскаго – казака № 12 баталиона Сидора Андреева Кондратьева и казака № 9 баталиона Петра Алексеева Матафонова
покорнейшее прошение.

Жители поименнованных деревень, принадлежащих к приходу Курлыченской Спаской церкви, встречают часто затруднение по гористому месту положению в сообщении с местным священником, и пристарелые люди имеют поэтому же (л. 6 об.) мало возможности посещать в праздники Храм Господень, поэтому желали бы иметь особый у себя Храм Божий. И как в Алеурской деревне есть каменная древлеустроенная покойным протоиерем Кирилом Сухановым часовня во имя Святителя Николая, довольно еще прочны с иконастасом, книгами и колокалами (та самая, которая и Вы, Ваше Преосвященство, соизволили посетить в 1861 году в проезд Ваш в Сухановскую церковь и нашли удобную к обращению в приходскую церковь), то жители поименованных трех деревень избрали нас просить Ваше Преосвященство о том, 1й) дабы Вы благоволили оную часовню во имя Св. Николая обратить в приходскую церковь под тем условием, чтоб нам исправить оную надлежащим образом и 2е) и чтоб на поправку оной (л. 7) часовни Вы благоволили выдать книгу для сбора доброхотных приносителей по всей Забойкайской области на имя же наше по сей доверенности.

На что имеют счастие ожидать милостивой Вашего Преосвященства резолюции и при этом представляем самые подписки общественные.

К сему прошению казак довереной Сидар Андреев Кондратьев руку приложил.
Довереный казак Петр Алексеев Мотафонов руку приложил.

(л. 5)

1861 года ноебря 30 дня мы, нижеподписашияся общество – казаки № 12 пешаго баталиона Забайкальского казачьего войска деревни Алеурской – доверяем казаку нашей же деревни Сидару Андрееву Кондратьеву в том, чтоб он подал от лиц наших прозбу Его Преосвященству на сооружение храма в нашей деревни во имя Святаго Николая Чудотворца и он же бы был ктитором, и ему помошника – № 9 баталиона деревни Утанской казака Петра Матафонова. В том и подписуемся:

К сей доверносте личною прозбою казаков Симона, Лупана Кондратьевых, Ивана Тонкина, Иван, Николая, Андрея, Герасима Шемелиных и за себя казак Семен Кожин руку приложил.

Личною прозбою (л. 5 об.) казаков Матвея, Егора, Тимофея, Стипана, Петра Чупровых, Василья, Афонасья Пыфаловых и за себя казак Петр Чупров руку приложил.

Личной прозбо козакох Ивана Чупрова и за себя казак Костин Корикин руку приложил.

Личною прозбою каазков Василья, Петра Антипьевых и за себя казак Савва Чупров руку приложил.

Прозбою казаков Федора, Аханасия, Филимона, Кирила, Ивана Карякиных и за сибя казак Семен Карякин руку приложил.

(л. 8)

1861 года ноября 30-го дня мы, нижеподписашияся общество казаков № 9-го баталиона Забойкайскаго казачьяго войска деревень Утанской и Поповской доверяем казаку № 12 баталиона деревни Алеурской Сидору Андрееву Кондратьеву в том, что он подал от лиц наших прозьбу Его Преосвященству на соуружение храма № 12 баталиона в деревни Алеурской, растоянием от наших деревень в 4-х верстах, во имя Святаго Николая Чудотворца, и он же бы был китором, и ему помошника – нашей деревни Утанской казака Петра Матафонова. В том и подписуемся:

К сей доверности личною прозбою казаков Ивана, Ефима, Алексея, Филипа Шестаковых, Гаврила и Степана Коневых и за себя казак Афанасей Кожин руку приложил.

Личною прозбою казаков Кирило, (л. 8 об.) Артемия, Прокопия, Ивана, Степана Кожиных, Дмитрея, Тимофея Кандратевых, Ивана Балагурова, Ивана, Семена Залатаревых, Ивана, Анофрея Казаковых, Афонасия Вехотурова и за себя казак Лионтей Кожин руку приложил.

Личною прозьбою казаков Семена Ожегова, Андрея Матафонова, Константина, Степана, Ивана, Семена, Андрея, Демьяна, Василья, Петра, Федота, Платона и Петра Черепановых и за себя казак Михайло Камбанов руку приложил.

Личьною прозбою казаков Калистрата, Михаля Шипицыных, Ефрема, Лукияона, Гарасима Коневых, Ефима и Захара Кондратевых и за себя казак Иван Конев руку приложил.

(л. 10)

От 28 апреля 1862 г. за № 1965 послан.

Указ Благочинному Зат.

По поводу рапорта Вашего от 31 минувшаго генваря за № 81 и в следствие резолюции Его Преосвященства предписывается Вам истребовать от жителей деревень Амурской, Утанской и Поповской дополнительный отзыв: желают ли они из трех деревень составить особый приход и особый иметь причт, или находиться в заведывании ближайшаго (л. 10 об.) причта, и какого именно – Курлыченскаго или Сухановскаго. Если желают иметь особый причт, то обязались бы содержать причт по примеру других приходов, и о том прописали в дополнительном отзыве.

Апреля 28 дня 1862 года.


← Непубликовавшиеся архивные документы

Мой комментарий