Газета «Наше время», 2018 год

№ 24 (20 июня)

Если бы мертвые могли говорить…

(Электронная версия: ИА «Чита.ру»)

Во многих семьях жителей Чернышевского района хранятся различные старинные документы и фотографии – немые свидетели истории. Многие из нас по истечении времени просто выбрасывают их за ненадобностью. А между тем, если внимательно изучить их, то не такие уж они и немые свидетели, они многое могут рассказать не только о судьбе отдельного человека, но и о тех исторических событиях, которые происходили в то время, когда появились эти документы.

Не так давно познакомил меня со своим семейным архивом Вологдин Андрей Леонидович, предки которого жили в селе Шивия Чернышевского района. Архив небольшой: несколько справок, одно благодарственное письмо и военный билет. Вроде ничего особенного, но, внимательно изучив его, я понял, что в них без всяких искажений показана история села Шивия.

Село Шивия расположено в южной части Чернышевского района на границе нерчинских степей, которые, в свою очередь, являются продолжением даурских, и лесной зоны. Существует несколько версий названия этого села. Кстати, в Забайкальском крае до 2015 года было пять сел с подобным названием: в Шелопугинском, Карымском, Калганском, Оловяннинском и Чернышевском районах. В 2015 году село Шивия в Оловяннинском районе сгорело, и его решили не восстанавливать. В книге «История и география Чернышевского района» есть топонимический словарь, где Ю.С. Орлов пишет о том, что название села Шивия произошло от эвенкийского слова “шивун”- солнце, солнечное, защищенное от холодных ветров место. Есть и ещё одна версия. Учитывая, что село с таким названием не одно, название сел произошло от названия племён, которых китайцы называли Си Шивей, часть которых обитала в Забайкалье.

Шивия — старинное русское село. Уже в 1735 году оно упоминается в трудах Фридриха Миллера. Указывает он и место нахождения села «… на восточном берегу речки Куэнги, в пятнадцати верстах (верста – 1 км 7 метров) выше Куэнгинской слободы, на устье речки Шивея». В книге «История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года) – авторы А.В. Константинов и Н.Н. Константинова – есть текст архивного документа «О наделении служилых людей земельными участками (1735) год». «У Нерчинского пешего казака Ивана Колосова в … урочищах на правой стороне Шивии пади в мысу в япане распашной земли и пустошей по мере шесть десятин (десятина – 1,09 га). Да сенных покосов против дворов по Шивие ж пади по средней росошне с устья до вершины покос и другой стороной падушной на пятьдесят копён, да на матёрой Шивее пади под сосняком от Белого увалу вниз до подушки покос на тридцать копён да за Куэнгою рекою на Улове речки на левой стороне с устья на первом лугу с верхней изголови до половины лугу покос на пятьдесят копён, да с устья на третьем лугу на той же левой стороне луг на семьдесят копен». Из документа видно, что у Колосова было немаленькое хозяйство и жил он в Шивие не первый год. Это говорит о том, что Шивия была одним из первых сел Чернышевского района, она, вполне возможно, старше Чернышевска, Алеура и Мильгидуна – первых населенных пунктов нашего района.

В 1851 году создаётся Забайкальское казачье войско, и село Шивия становится поселком, его жители переводятся в казачье сословие. В архиве А. Л. Вологдина есть фотография семьи его прадеда Вологдина Филиппа Петровича, который, по воспоминаниям родственников, был атаманом Курлыченской станицы в период строительства церкви в селе Курлыч с 1902 по 1904 год, в состав которой и входила Шивия. На фотографии отчётливо видно, что прадед, одетый в казачью форму в звании урядника (соответствует нынешнему званию сержант) держит в руках насеку – что-то наподобие посоха с железным навершием. Насека – это символ гражданской власти атаманов всех ступеней. Насекой называли потому, что на навершии выбивалось имя избранного атамана или делались насечки при избрании нового атамана. Атаман избирался, как правило, на три года, общим голосованием казаков, имеющих право голоса, из наиболее уважаемых казаков. По числу насечек можно было узнать, сколько было атаманов в посёлке или станице от первого и до последнего атамана. Филипп Петрович был атаманом три срока… Власть атамана была беспрекословна.

До революции Шивия была большим богатым селом. Здесь было много домов под железной крышей, что говорило о зажиточности казаков. Не случайно именно в Шивие в 2011 году при разборе дома жителями Шивии Бакшеевыми был найден клад — пачка дореволюционных купюр, которые частично были выкуплены для районного краеведческого музея. В отличии от других сёл население Шивии было, в основном, грамотным. Степные просторы позволяли получать здесь неплохой урожай зерновых, содержать большое количество скота. Семьи казаков были большие, взрослые сыновья жили со своими семьями в одном дворе с родителями, ведя совместное хозяйство.

Так уж исторически сложилось, что основную часть населения Шивии составляли две семейные династии – Наделяевых и Вологдиных, поэтому в некоторых документах Шивию называли Шивия -Наделяево. Жизнь села резко изменилась после революции. В 1920 году забайкальское казачье войско было упразднено, и казаки вновь стали крестьянами, а казачьи посёлки снова стали сёлами, и казачий посёлок Шивия стал селом. Во время Гражданской войны село занимали то красные, то белые. А однажды село оказалось между враждующими сторонами: на соседнем железнодорожном разъезде Шивия стояли белые, а сразу за селом – красные. Белые обещали разорить село за то, что жители села поддерживают красных. На разъезд Шивия пошёл участник русско-японской войны А. О. Колоновский для переговоров с белыми. Ему удалось убедить их не трогать село (из воспоминаний внучки А. О. Колоновского Т.П. Иванюхиной).

После Гражданской войны в сёлах установилась советская власть. Сын атамана Вологдина Филиппа Петровича – Пётр Филиппович, был активным борцом за советскую власть. В 1923 году он, находясь на должности председателя Куэнгинского волисполкома, погиб от рук бандитов. Его могила находится на кладбище в Шивие. На памятнике в виде тумбы, сделанном из старооловского песчаника, есть надписи на всех сторонах тумбы о том, что оставшиеся в живых товарищи продолжат дело, за которое он погиб.

С 1920 по 1922 год Шивия вместе с селами Гаур, Икшица, Николаевское относилась к Укурейской волости. В 1922 году в Шивие был образован сельский совет, и село вошло в состав Калининской волости Сретенского уезда. В 1926 году во время образования районов Шивия входит в состав Сретенского района, а с 1937 года вошла в состав Чернышевского района.

Есть в семейном архиве фотография, на которой запечатлены делегаты партийного съезда ВКП (б) 1927 года или партийной конференции ВКП (б) 1929 года (точно установить не удалось) Дальневосточного края, куда в это время входил и Читинский округ. Эти партийные мероприятия проходили в городе Хабаровске. Среди делегатов находился и бывший атаман Филипп Петрович Вологдин. Трудно сказать, что заставило бывшего атамана принять советскую власть и даже стать делегатом партийного съезда или конференции, возможно, трагическая смерть его сына.

Как и во всех сёлах района, в Шивие была создана сельскохозяйственная артель – колхоз имени Блюхера.

Первый удар по жителям Шивии был нанесен в период коллективизации, когда в 1931 году были сосланы на спецпоселение 10 наиболее зажиточных семей Вологдиных и Наделяевых, признанных кулацкими. Наиболее трагические события проходили в Шивие в годы сталинских репрессий. В 1937 году были репрессированы в Шивие 19 человек из династии Вологдиных, в том числе 5 сыновей Филиппа Петровича, и 25 человек из династии Наделяевых. 14 человек были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Почти все они были расстреляны 5 марта 1938 года. Двое братьев – Наделяев Михаил Тимофеевич и Алексей Тимофеевич – были приговорены к 10 годам лишения свободы и отбывали наказание в исправительно-трудовом лагере «Сусуман» на Колыме. Условия содержания заключенных там были ужасные. Многие заключённые умирали от голода и холода. Не выдержали этих условий и братья Наделяевы. Алексей умер, не выдержав этих условий и года, в 1938 году, а Михаил – в 1944 году. Для Шивии эти людские потери были ощутимы, из сельскохозяйственного производства были вырваны самые работящие, те, на ком держалась нормальная жизнь села, а из семей – кормильцы. Есть в семейном архиве справки о реабилитации дедов А.Л. Вологдина – Вологдина Филарета Филипповича и Наделяева Михаила Тимофеевича, в последней говорится: «дело по обвинению гражданина Наделяева Михаила Тимофеевича, уроженца села Шивия рядового колхозника пересмотрено президиумом Читинского областного суда 12 сентября 1958 года. Постановление от 12 марта 1938 года отменено за недоказанностью по ст 58-10 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. и гражданин Наделяев Михаил Тимофеевич реабилитирован. Председатель Читинского областного суда Г.Г. Хлызова». Надо было бы к этой справке добавить ещё одно слово «ПОСМЕРТНО». Имеется в архиве и справка о реабилитации Вологдина Филарета Филипповича, который был реабилитирован при жизни в 1940 году. Реабилитированы и все остальные жители села Шивия. К сожалению, почти все – посмертно.

Вот ещё одна интересная справка (на фото), написанная чернилами перьевой ручкой. В левом углу штамп – Шивия-Наделяевская сельскохозяйственная артель им. Блюхера Чернышевского района Чит. обл В.С (Восточно-Сибирского края) 2 января 1938 года село Шивия-Наделяево.

Справка дана настоящая г-ну Наделяеву Михаилу Тимофеевичу в том, что он действительно является членом сельхозартели имени Блюхера, который командируется от колхоза на лесозаготовку для выполнения плана. В чём и дана настоящая. Председатель правления Наделяев Секретарь М. Вологдин (или Вологдина).

Зачем справка человеку, который едет на работу в лес? Дело в том, что у колхозников до 1974 года не было паспортов, в то время как в городах и посёлках паспорта были уже с 1932 года. За самовольный выезд за пределы своего населенного пункта члены колхоза подвергались административному наказанию. Если человек попадал вторично, его могли привлечь и к уголовной ответственности.

Во время Великой Отечественной войны многие шивиинцы ушли на фронт. 39 из них погибли на полях сражений. Есть в архиве А Л. Вологдина список погибших с 1941 по 1945 год воинов, уроженцев села Шивия. Список составлен в 1974 году. Имеется в семейном архиве грамота Гвардии красноармейца Вологдина Филарета Филипповича, того самого, который два года находился под следствием и был реабилитирован, а затем призван в армию. В грамоте говорится:«Приказами Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина, всему личному составу 3-й гвардейской армии, в том числе и вам, принимавшему участие в боях, объявлены благодарности за освобождение городов», далее идет перечисление городов от Владимира-Волынского до Берлина и Праги, а также за форсирование рек Вислы, Одер и взятие крепости Глогау. Подписана грамота Героем Советского Союза генерал–полковником В. Гордовым.

После войны жизнь в селе стала налаживаться. В Шивие были школа, клуб, библиотека, медпункт, сельский совет. В 1954 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 июня были объединены Шивиинский и Укурейский сельские советы с центром в селе Укурей, поэтому сельский совет в Шивие был упразднен…

В районной газете не раз писали о трудовых успехах шивиинцев. В Шивие была большая молочно-товарная ферма, доярки этой фермы часто были победителями социалистического соревнования в районе. В 1971 году доярка этой фермы Голубенко Юлия Георгиевна была награждена орденом Трудового Красного Знамени, а в 1975 году Указом Президиума Верховного Совета СССР она же была награждена орденом Ленина. Не отставали от доярок и механизаторы. Была в колхозе и большая пасека.

Но настали другие времена, началась перестройка, а затем и реформы, связанные с переводом социалистической плановой экономики на рыночные отношения. В новых экономических условиях колхозное производство стало неконкурентным, что привело к уничтожению колхозов. Этому же способствовала и политика государства, которая требовала разделить колхозную землю на паи и раздать их членам колхоза, то есть вернуть в село единоличное хозяйство, уничтоженное в период коллективизации.

В результате этой политики стали исчезать не только колхозы, но и села, так как работы на селе не стало, а обрабатывать свои земельные паи бывшим колхозникам было не под силу, у них не было сельскохозяйственной техники, да и диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары и горючее сводил все усилия к нулю. В 2016 году население Шивии составляло всего 102 человека, сегодня там проживают несколько пенсионеров и лиц трудоспособного возраста, занимающихся личным подсобным хозяйством.

Когда-то большое, вольно раскинувшееся по берегам небольшой одноименной речки село Шивия захирело. Сегодня ему грозит участь попасть в список исчезнувших сел нашего района. Кругом разруха, от большинства домов, в которых до перестройки кипела жизнь, остались одни фундаменты, а те дома, которые еще стоят – пусты. Кругом огороды, поросшие крапивой, и какая-то страшная стоит тишина. Не слышно здесь ни пения петухов, ни мычания коров, так обычных для сельской местности. На солнечном пригорке видны развалины школы, а если немного отъехать от села, увидишь остатки стен той самой фермы, доярки которой славились на весь район.

На противоположной от села крутой горе – кладбище. В центре его находится могила бывшего атамана курлыченской станицы Вологдина Филиппа Петровича, рядом могила его сына – председателя Куэнгинского волисполкома Вологдина Петра Филипповича, погибшего в Куэнге, и могилы умерших жителей Шивии. На многих могилах дорогие надгробия, изготовленные из песчаника и гранита, на которых надписи: «Здесь похоронен казак» или «Здесь похоронена жена казака» и указаны фамилии – чаще всего Вологдины и Наделяевы. Особенно символичен памятник в виде засыхающего дерева с обрубленными ветвями.

С кладбища хорошо просматривается все село. Если бы мертвые могли видеть и говорить, что бы они сказали, глядя на свое родное село сейчас?…

Владимир Бураменский


Газета «Наше время»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.