Протоиерей Алексий Соболев

Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Церк­ви Рус­ской празд­ну­ет­ся 7 фев­ра­ля, в слу­чае сов­па­де­ния это­го чис­ла с вос­крес­ным днём, а ес­ли 7 фев­ра­ля при­хо­дит­ся на дни от по­не­дель­ни­ка до сре­ды, то в пред­ше­ству­ю­щий этой да­те вос­крес­ный день. В этом году память но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков со­вер­ша­ет­ся 4 февраля. В этот день цер­ковь со­вер­ша­ет по­ми­но­ве­ние и всех усоп­ших, по­стра­дав­ших во время го­не­ний за ве­ру.


Протоиерей Алексий Соболев. Источник фотографии: Духовная летопись Забайкалья. Чита, 2009.

Алексий Соболев родился в селе Ильдикан Нерчинского округа. Обучался в Иркутской духовной семинарии, которую окончил по 1 разряду. В 1887 году, сразу же по окончании семинарии, Его Преосвященством Макарием, епископом Кырейским*, викарием Иркутской епархии, рукоположен во диаконы, а затем и во священники Нерчинского Воскресенского собора.

28 ноября 1888 года иерей Алексий назначен Преосвященным Мелетием, епископом Селенгинским, законоучителем Троицкого приходского училища и Нерчинского Воскресенского училища. В 1890 году получил благодарность за катехизаторскую деятельность со внесением в послужной список и Преосвящениейшим Макарием, епископом Селенгинским, награжден набедренником. В 1890 г. Его Императорским Величеством награжден серебряным наперсным крестом н серебряною медалью Александра III.

Храм в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Балейском районе, с. Ильдикан. 2002 год. Источник фотографии: Духовная летопись Забайкалья. Чита, 2009.

26 августа 1900 года по указу епископа Мефодия Забайкальского и Нерчинского переведен на место священника в Михайло-Архангельский собор. По приезде в Читу становится членом Забайкальской Духовной консистории и членом-секретарем Попечительства о бедных духовного звания и ведомства Забайкальской епархии.

Был оценен епархиальным начальством и педагогический талант священника Алексия Соболева: с 1902 года указом Преосвященного Мефодия назначен членом экзаменационной комиссии испытаний ищущих сан лиц, не имеющих богословского образования; с 1903 года он законоучитель женского училища и председатель Забайкальского училищного совета.

С 1904 года протоиерей Алексий утвержден председателем Комиссии по управлению епархиальным складом церковной утвари. По прошению переведен настоятелем читинской кладбищенской церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Храм в честь Иоанна Богослова в Балейском районе, с. Ильдикан. Современный вид. Источник фотографии: социальная сеть «Одноклассники».

14 июля 1904 года переведен в читинскую железнодорожную Иоанно-Рождественскую церковь на настоятельское место, освободившееся после смерти протоиерея Петра Стукова. Активная работа протоиерея Алексия Соболева в различных сферах церковной и общественной жизни неоднократно поощрялась епархиальным начальством и Святейшим Синодом. В 1910 году он депутат Городской Думы от духовенства Забайкальской области, что говорит о его уважении среди забайкальских священников.

Любовь и гармония были в его семейной жизни. Жена, Мария Михайловна, окончившая курсы Иркутского женского духовного училища, была добрым помощником своему мужу. Радовали своими успехами и пятеро детей.

Надгробие протоиерея Иоанна Соболева, отца Алексия Соболева. Похоронен в ограде храма Иоанна Богослова в с. Ильдикан. Источник фотографии: Духовная летопись Забайкалья. Чита, 2009.

Ничто не предвещало беды. Вихрь 1917 года не сразу коснулся протоиерея Алексия Соболева, его семьи и прихода. До середины 20-х годов XX века в Иоанно-Предтеченском храме проходили богослужения. Протоиерей Алексий Соболев и священнослужители храма не перешли на сторону обновленчества, оставшись верными Патриарху Всероссийскому Тихону. Храм был одним из островков Православия в Чите, община жила полноценной жизнью: совершались богослужения, действовал церковный хор, активно работало общество трезвости. Но маховик машины атеизма поглотил и Иоанно-Рождественский храм вместе с клиром и прихожанами. Отец Алексий был подвергнут травле в местной печати за то, что посмел обратиться лично к М. И. Калинину с письмом, в котором сообщалось о чинимых властью препятствиях при отправлении церковных служб.

К 1927 году священнослужителей Иоанно-Рождественского храма репрессировали. Многие забайкальские краеведы предполагают, что они были отправлены в Соловецкий лагерь. Храм закрыли.

Семья репрессированного протоиерея Алексия Соболева долгое время жила в Чите в священническом доме по ул. Засопочной, и соседи шепотом называли Марию Михайловну «матушкой».

О дальнейшей судьбе отца Алексия и его семьи ничего не известно.

Забайкальские священнослужители. В центре — епископ Забайкальский и Нерчинский Мефодий (Герасимов). Сидит третий слева протоиерей Алексий Соболев. Источник фотографии: Духовная летопись Забайкалья. Чита, 2009.

Ю. Биктимирова

Источник: Духовная летопись Забайкалья. Чита, 2009. С. 392-393.


*Примечание «Новой слободы»: Кырейский — ошибка. В октябре 1883 г. Макарий (Дарский) был хиротонисан во епископа Киренского, второго викария Иркутской епархии.

Предыдущая запись

Ответить