ДНК Лесковых

Пришли результаты анализа ДНК моего двоюродного дяди. Делал на 23andme, чтобы подешевле. Дядя по мужской линии- прямой потомок Агапита Лескова, жившего в XVII веке в деревне Бигичи, погост Вильгорт, Чердынский уезд, Пермская земля. В родословной дяди как минимум два брака между родственниками — Лесковыми и много браков с потомками «Верхотурских беглых» крестьян. Это обстоятельство позволяет предположить, что в ДНК дяди сохранилось больше маркеров ‘древних’ Лесковых и Верхотурских беглых, пришедших в 1699 году в Ундинскую слободу.

Гаплогруппы:

митохондриальная: H1n4 — досталась от прабабушки Соломониды Исаковны. Встречается в Карелии, Финляндии и Швеции.

Y-хромосома: N1c1a. Глубже 23andme не определяет. Будут деньги и желание, сделаю Y67, а еще лучше NGS всего генома, а пока что есть. В целом соответствует финно-угорской версии происхождения Лесковых.

Анализ аутосомных маркеров проводил Сергей Козлов, Molgen.

По IBD ближе всего следующие популяции:

Veps 72,16 —//Confidence: medium
Finnish-East 71,86 —//Confidence: high
Russian-North-East 62,55 —//Confidence: very high
Karelian 61,95 —//Confidence: high
Komi 61,66 —//Confidence: very high
Russian-North-Kargopol 58,29 —//Confidence: very high
Russian-West 57,52 —//Confidence: very high
Russian-South 57,49 —//Confidence: very high
Erzya 57,16 —//Confidence: medium
Estonian 56,71 —//Confidence: very high

В целом подтверждает происхождение от коми и северо-восточных русских. Вклад Соломониды Исаковны скорее всего проявляется в карелах, восточных финнах и вепсах. По поводу вепсов можно еще предположить, что Агапит Лесков мог иметь родственные связи с Белозерскими помещиками Лесковыми или их крестьянами. Белозерск — как раз в исторической земле вепсов.

По admixture обнаруживается очень значительный вклад татар-мишар и/или алтайцев/шорцев/хакассов. По версии Сергея Козлова, алгоритм может указывать на татар, если имеет место смешение волго-уральских и сибирских компонент.

Using 1 population approximation:
1 Tatar_Mishar_Drozzhanovskiy_R3 @ 6,923252
2 Russian_Perm_R6 @ 7,4657
3 Tatar_Kryashen_S3 @ 8,68799
4 Russian_Vyatka_R4 @ 8,818966
5 Tatar_Mishar_Bashkiria_R4 @ 9,54719

Using 2 populations approximation:
1 Russian_North_R8+Tatar_Kazan_Zelenodolskiy_R3 @ 4,881244
2 Russian_Ladoga_D+Tatar_Kazan_Zelenodolskiy_R3 @ 5,050517
3 Russian_Vyatka_R4+Tatar_Kazan_Zelenodolskiy_R3 @ 5,089238
4 Russian_Vyatka_R4+Tatar_Mishar_Drozzhanovskiy_R3 @ 5,244205
5 Russian_Perm_R6+Tatar_Mishar_Drozzhanovskiy_R3 @ 5,380873

Using 3 populations approximation:
1 50% Tatar_Kazan_Zelenodolskiy_R3 +25% Estonian_S4 +25% Tatar_Mishar_Drozzhanovskiy_R3 @ 4,523688
2 50% Tatar_Kazan_Zelenodolskiy_R3 +25% Russian_Ladoga_D +25% Russian_Vyatka_R4 @ 4,578782
3 50% Tatar_Kazan_Zelenodolskiy_R3 +25% Estonian_S4 +25% Russian_Vyatka_R4 @ 4,633928
4 50% Tatar_Kazan_Zelenodolskiy_R3 +25% Estonian_S4 +25% Russian_Perm_R6 @ 4,656704
5 50% Tatar_Mishar_Drozzhanovskiy_R3 +25% Chuvash_Anatri_R2 +25% Estonian_S4 @ 4,673152

Using 4 populations approximation:
1 Estonian_S4+Tatar_Mishar_Drozzhanovskiy_R3+Tatar_Kazan_Zelenodolskiy_R3+Tatar_Kazan_Zelenodolskiy_R3 @ 4,523688
2 Bashkir_R2+Russian_Ladoga_D+Russian_Vyatka_R4+Tatar_Mishar_Drozzhanovskiy_R3 @ 4,573473
3 Russian_Ladoga_D+Russian_Vyatka_R4+Tatar_Kazan_Zelenodolskiy_R3+Tatar_Kazan_Zelenodolskiy_R3 @ 4,578782
4 Chuvash_Anatri_R2+Estonian_S4+Tatar_Mishar_Drozzhanovskiy_R3+Tatar_Kazan_Zelenodolskiy_R3 @ 4,61422
5 Estonian_S4+Russian_Vyatka_R4+Tatar_Kazan_Zelenodolskiy_R3+Tatar_Kazan_Zelenodolskiy_R3 @ 4,633928

По версии Eurogenes V2 K15:

# Population (source) Distance
1 Tatar 9.25
2 Erzya 10.06
3 Kargopol_Russian 10.98
4 East_Finnish 12.73
5 Chuvash 15.07

Mixed Mode Population Sharing:

# Primary Population (source) Secondary Population (source) Distance
1 83.4% Erzya + 16.6% Hakas @ 4.94
2 82.2% Erzya + 17.8% Shors @ 5.03
3 85.3% Erzya + 14.7% Altaian @ 5.05
4 52.9% Tatar + 47.1% Erzya @ 5.09
5 77.9% Erzya + 22.1% Afghan_Turkmen @ 5.25

Моя интерпретация татарской и алтайской компонент такая: в XVII веке документированы ‘служилые татары’ Тюнтюковы:

«За служилыми татары за Тенеиком Тюнтюковым да за Сатышком Еналеевым деревня Шукотя Малая, что был починок, на речке Шукоти. Пашни и перелогу мерою полпята длинника, шесть поперечников без трети, // (л. 357 об.) итого дватцать пять десятин с полудесятиною в поле, а в дву по тому ж.» (Писцовая книга Казанского уезда 1647—1656 годов: Публикация текста. — М.: Институт Российской истории РАН, 2001. — 541 с. — 34 п.л.)

В начале XVIII века Тюнтюковы засветились в Кузнецке:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/1600-1620/Dok_ist_chakasii/61-80/62.htm

В 1752 году в метрической книге Ундинской Николаевской церкви зарегистрирован брак между Виктором Афанасьевичем Лесковым и Агрипиной Матфеевной Тюнтюковой. У них были трое сыновей: Петр, Иван и Харлам. По мужской линии мой дядя не принадлежит к этим ветвям, но есть причины полагать, что кто-то из женских потомков Тюнтюковых мог также выйти замуж за непостредственных предков моего дяди по отцу.

Возможно, Тюнтюковы женились в Кузнецке на женщинах с алтайской/хакасской компонентой, а их потомство мигрировало в далее на восток в Унду.

Лесков ancestry composition by chromosome 23andme
Лесков ancestry composition by chromosome 23andme
LeskovMIBDext
Лесковы heat map IBD
LeskovMVU
Лесковы heat map admixture Волго-Уральский регион
Лесковы heat map admixture
Лесковы heat map admixture
Следующая запись
Предыдущая запись

8

  1. Константин, поздравляю Вас! Еще один небольшой шаг к раскрытию тайны. Результат теста с одной стороны предсказуемый, а с другой стороны очень необычный для Забайкалья. И мт-, и у-гаплогруппа указывают на «угро-финнское» происхождение, а ведь такой страницы в истории старожилов Забайкалья официально нет. Получается, у Вас и других потомков «верхотурских беглых» есть шанс ее написать.

    У меня вопрос: фамилия Тюнтюков в родословной подтверждается только одним документом или хотя бы двумя (например, запись в метрической книге и брачный обыск)? Если документ только один, нельзя исключать ошибку в написании или прочтении.

    1. Катерина, спасибо! Поскольку Сибирь заселялась северянами — поморами и пермяками, ничего удивительного, что у нас присутствует значительная уральская (угро-финская) компонента. Вот только загадку карело-финской Соломониды так пока и не разгадал.

      С Тюнтюковыми у меня только один документ: запись о бракосочетании 1752 года ГАЗК Ф-282, оп.1, д.1, л 552об. Вполне может быть, что где-то есть ошибка. А что конкретно Вас интересует? Вполне возможно, что были другие ‘татарские’ (алтайские или хакасские) предки.

      На форуме уральской генеалогии мне ответили, что в переписи села Бигичи, откуда родом по его словам Федька Агапитов Лесков, за 1623 год Лесковы не упоминаются. Это может многое означать. Может, просто не было фамилий. Но меня снова заинтересовали Лесковы Белозерска, поскольку других Лесковых в то время неизвестно, к тому же ДНК вепсов указывает на Белозерск.

      В описях РГАДА по Белозерску за 1635 года значится Семен Люсков (в поздних документах Лесков), его сыновья Федор и Даниил, о котором говорится, что он ‘смольнянин’. Они были ‘служилыми людьми’, владевшими несколькими деревнями.

      В описях 1645-47 годов говорится о беглом помещичьем крестьянине ‘воре и убийце’ Яруньке (Ярофее) Агапитове, которого изловили вместе с семьей в городе Чаронде, о ком боеводы Белозерска и Чаронды вели переписку. Если Ярофей Агапитов бежал из Белозерска в Чаронду, то общий вектор его побега был как раз в сторону Чердыни.

      До содержания самих документов я пока не добрался: фонд 1107, опись 1, ч.1, стр. 175, 185. Не уверен, что смогу их прочитать. Может, Ярофей Агапитов был крестьянином помещиков Лесковых, а его младшим братьям Федьке и Исачке удалось таки убежать за Урал, где они назвались Лесковыми?

  2. Финские специалисты по генеалогии показали следующую запись в списках карел, мигрировавших из Карелии на восток:

    Agapit Ivan a Čerdyckovo pogosta 1618 / 1655 Suistamo Pitkäranta Chernecko 181:1:775:23V 6045a:71v

    Запись из работ профессора Вейо Салохеймо. Как мне объяснили, это означает, что Агапит Иванов из села Питкяранта (1618 г.р.?), погост Суистамо, отправился в «Чердыцкий» погост и зарегистрировался в «Чернецко» в 1655.

    Было бы занятно, если бы он оказался нашим Агапитом, пришедшим в погост Вилгорт около Чердыни, и отцом Федьки Лескова, родившегося как раз примерно в 1655.

    После Столбовского мирного договора 1617 года большая часть Карелии отошла к Швеции. Это спровоцировало исход православных карел в Россию. К 1655-56 году исход стал массовым. В 1656-58 годах война между Россией и Швецией возобновилась. Карельские иммигранты в административном порядке распределялись на жительство «во дворцовых волостях», в частности в Тверской губернии, но часть могла быть отправлена на Урал, в Чердынь.

    1. Константин, это очень интересно. Может быть, по этому вопросу есть какие-то русские источники?

      В «Переписи С. В. Шахаева беглых крестьян слобод Верхотурского уезда, проживающих в Тобольском уезде, 1694 года» упоминаются Федька Агапитов Лесков и Исачко Агафонов Лесков, оба перешедшие из Ирбитской слободы в Суерскую — http://1670.ru/census/1694/shakhaev/
      В наказе воеводе Бибикову в списке крестьян, не пришедших в Нерчинск, Федька и Исачко упоминаются вместе как умершие от побоев Мелешкина на Кети/в Кецком. Могли ли они быть братьями?

      1. Пока пусть будет рабочей гипотезой, что Федька и Исачко были братьями.

        Пытаюсь связаться с профессором Салохеймо. Не знаю, удастся ли. Ему уже 82 года. Не очень понятно на какие документы цифры-ссылки в конце строки. Скорее всего, промежуточный миграционный пункт Chernecko, где карел распределяли по новым местам жительства — это село Чернецкое, Весьегонский р-н, Тверская область: https://www.google.com/maps/place/Chernetskoye,+Tver+Oblast,+Russia,+171702/@58.4414544,37.1143238,15z/data=!3m1!4b1!4m5!3m4!1s0x46b1b4d98b09eab5:0x9bd865f26844834!8m2!3d58.4400369!4d37.1252434

        Метрики или переписи жителей Питкяранты первой половины XVII века могут быть где угодно: в Петрозаводске, Финляндии или Швеции.

  3. Добрый день, Константин! Набрел на этот сайт в поисках информации о своих предках — семьи Лесковых, проживавших в селе Суерское Упоровского района Тюменской области. Я не спец в генеалогии, но безумно интересно было бы узнать о том, как и откуда эти люди пришли в те места, и, может, отыскать их предположительные корни. Может, у вас есть возможность описать историю Лесковых совсем просто, по хронологии, для чайников? Заранее благодарен! Игорь.

    1. Добрый день.
      Наиболее раннее место, где Лесковы достоверно отметились — деревня Бигецкая (Бигичи) погоста Вильгорт около Чердыни. Там родился мой предок Федка Агапитов Лесков в середине XVII века. Откуда Лесковы пришли в Чердынскую землю мне неизвестно, но однозначно они были с севера: Белозерска, Карелии или бассейна Сев. Двины.

      В деревнях около Белозерска жили помещики Лесковы, но связи между ними и нашими предками я не нашел.
      На Сев. Двине в Верхней Тойме отметился в 1652 г. некий писарь Комарко Фомин Лесков. Кто он нам тоже неизвестно.
      По Карелии документальных свидетельств Лесковых XVII в я не нашел, но наша ДНК указывает на карельскую компоненту среди предков.

      Из Бигичей Федка ушел в Ирбитскую слободу. Очевидно, он был не один, а вместе с другими Лесковыми.

      Ирбитской слободы… деревня Зайкова над рекою Ирбитью…

      Во дворе Федка Агафонов сын Лесков сказал родился де он Чердынского уезду в Вилгорской волости в деревне Битецкой… в Сибирь пришел и живет в Ирбицкой слободе со 172 (1664) году … дети Гришка 7 лет Митка 6 лет… (л. 640об.)

      В 1686/7 году Федка пришел в Суерскую слободу.

      Федька Агапитов сын Лесков сказал: в Суерскую де слободу пришол он во РЧЕ-м (1686/87) году Верхотурского уезду из Ирбицкой слободы, а при- (л. 123) нял ево прикащик Иван Аршинской, а по какому указу не ведает. И по накладу ево пашет он десятинной пашни полполчети десятины в поле, а в дву потому ж. У него дети: Гришка К-ти (20) лет, Митька ИI-ти (18) лет. Живет он Федька своим двором. http://1670.ru/census/1694/shakhaev/#suerskaya

      Очевидно, с ним был его брат или родственник Исачко Агафонов Лесков:
      (л. 127) Исачко Агафонов сын Лесков сказал: в Суерскую де слободу пришол он во РЧА-м (1682/83) году Верхотурского уезду из Ырбицкой слободы, а принял ево слободчик Оска Давыдов. И по накладу ево пашет он десятинной пашни полчети десятины в поле, а в дву потому ж. У него сын Васка S (6) лет. А живет он Исачко своим двором.

      В 1697 году Федка и Исачко вместе с группой «Верхотурских беглых крестьян» отправились в Нерчинск. Это моя ветвь Лесковых.

      Очевидно, часть Лесковых осталась в Суерской слободе. В переписи 1710 г. в Суерской слободе числятся:
      Во дворе Прокопий Лесков 60 лет, сноха вдова Татьяна 30 дочь Офимья 6
      лет.
      Лескова деревня в ней крестьяне живут.
      Во дворе Василий Лесков 36 жена Василиса 40 сын Анисим 5 лет.

      Во дворе Мосей Лесков 40 жена Ульяна 40. дети Дементий 5. Марко 4 лет.

      Деревни Калинины.
      Во дворе Семен Лесков 50 жена Домника 40 дети Сергей 14, Федор 2 лет.
      http://census1710.narod.ru/perepis/214_1_1526.htm

      Очевидно, кто-то из этих Суерских Лесковых Ваши предки, а наш с Вами общий предок жил где-то в ХVI-XVII веке.

      К сожалению, у меня сейчас нет возможности искать более ранние следы Лесковых на севере России по архивам. Буду рад, если Вам что-нибудь удастся найти.

      Если есть желание и возможность, можете сделать анализ ДНК в 23andme или familitreeDNA. Сравним.

      1. Константин, спасибо за обстоятельный ответ!
        История головокружительная.
        Насчет анализа ДНК: даже не думал, что это доступно. Надо прикинуть, спасибо за наводку!
        Игорь.

Ответить