Послужной список настоятеля Новотроицкой Троицкой церкви священника Афанасия Константиновича Литвинцева

Источник: Клировая ведомость Новотроицкой Троицкой церкви за 1919 г. (ГАЗК, ф. 282, оп.1, д. 3135, лл. 5об.-9об.)


Сан, чин или звание, должность, имя, отчество, фамилия, лета от роду; когда и чем награжден и сколько получает содержания из казны и из других источников, и каких именно:

Настоятель священник Афанасий Константинов Литвинцев. 36 лет. Получает казенного жалования 300 рублей и от прихода 300 рублей и преподавания Закона Божия 1248 руб. в год.

Из какого звания происходит:

Из духовного.

Есть ли недвижимое имение; у самого или у жены, и какое именно:

Не имеет.

Где получил образование и окончил ли полный курс наук в учебном заведении; когда поступил в службу, в каких должностях и где проходил оную; какие проходил и проходит особенные должности:

Окончил курс в Читинском Миссионерском училище – 1901.

Преосвященным Епископом Мефодием назначен учителем в Кокертайскую школу грамоты – 1902.

Преосвященным Мефодием Епископом Забайкальским и Нерчинским назначен псаломщиком к Аргунской Вознесенской церкви – 1903, июня 30.

Предложением того же Преосвященного был назначен псаломщиком к Ундургинской Покровской церкви – 1904, февраля 4.

По прошению был переведен к Новотроицкой Троицкой церкви на должность псаломщика – 1905, мая 12.

По прошению был переведен на такую же должность к Ильдиканской Иоанно-Богословской церкви – 1905, июль 1.

По резолюции Его Преосвященства и отношению директора народного училища утвержден законоучителем Ильдиканского приходского училища – 1906, февраль 3.

Согласно распоряжения Нерчинского отделения училищного совета от 22 ноября 1905 г. за №1561 временно состоит учителем Ильдиканского церковно-приходского училища – 1905, ноябрь 24.

По прошению и резолюции Его Преосвященства Преосвященнейшего Мефодия рукоположен в сан диакона с оставлением на должности псаломщика при Ильдиканской Богословской церкви – 1908, февраль 17.

По прошению и резолюции Преосвященнейшего Мефодия был перемещен к Старо-Оловской Петро-Павловской церкви на должность псаломщика – 1909, мая 28.

По прошению и резолюции того же Преосвященного был переведен к Верхне-Удинскому Одигитриевскому собору на должность псаломщика – 1910, сентября 18.

Тем же Преосвященным был назначен законоучителем двухклассного соборного училища в г. Верхнеудинске – 1910, сентябрь 25.

Предложением Его Преосвященства и указом Консистории рукоположен в сан священника и назначен к Александровско-Заводской Николаевской Церкви на должность псаломщика – 1911, ноябрь 11.

Предложением Преосвященнейшего Мефодия перемещен на должность псаломщика к Олочинской Спасской церкви – 1912, август 24.

Его Преосвященством Преосвященнейшим Иоанном перемещен к Батаканской Казанской церкви на таковую же должность – 1914, март 14.

По прошению Его Преосвященством переведен от Батаканской церкви на штатное священническое место к Букачачинской Пантелеймоновской церкви – 1914, мая 20.

По прошению Его Преосвященством Преосвященнейшим Иоанном перемещен в Казаковскую Андреевскую тюремную церковь – 1915, мая 28.

По прошению и отношением директора назначен законоучителем тюремного и промыслового училища – 1915, сентября 15.

Резолюцией Его Преосвященства Преосвященнейшего Мелетия Епископа Забайкальского и Нерчинского от 10 апреля 1918 года за №1457 согласно прошению и желанию прихожан назначен к сей Новотроицкой Троицкой церкви на должность настоятеля – 1918, апреля 13.

Состоит законоучителем Новотроицкого 2х классного училища – 1918, сентября 1.

Был ли в походах против неприятеля и в самых сражениях, и когда именно; не было ли каких особых поручений или отличий:

Нет.

Подвергался ли взысканиям по суду, и каким именно, или не состоит ли под следствием или судом:

Нет.

Был ли в отпусках, когда и на сколько именно времени; являлся ли в срок и, если просрочил, то когда именно явился, и была ли причина просрочки признана уважительной:

Нет.

Был ли за штатом, или без места, и с которого по какое именно время:

За упразднением Казаковской тюрьмы был за штатом с 1 августа 1917 года по 13 апреля 1918 года. Указ Забайкальской Духовной Консистории от 28 сентября 1917 года за №8554.

Холост или женат, кого имеет в семействе; год и месяц рождения членов семейства; где кто находится:

Женат, в семействе у него жена Агния Михайлова 31 года. Дети Иннокентий род. 1906 году июня 13, Елисавета родилась 1908 году июля 17 дня, Николай родился 1912 году апреля 4 дня, Вера родилась 1916 году февраля 13, Евгений 1918 году февраля 10.

Кто кому в каком родстве:

Никому.

Сведения благочиннического надзора о поведении священно-церковнослужителей с их семействами, сообщаемые для епархиального начальства:

Следующая запись
Предыдущая запись

10

  1. Спасибо, Екатерина!
    Получается, что тот «гибрид», который есть в сборнике В.Апрелкова «Георгиевские кавалеры…» — не соответствует действительности?

  2. Послужной список проясняет вопрос участия в военных кампаниях и наградах — таких событий в биографии Афанасия Константиновича не было.

    Он упоминается в списке лишенных избирательных прав жителей Новотроицка в 1928-1929 гг. (бывший служитель культа, жена Агния, дочь Елизавета). Затем, в 1-м томе «Книги Памяти жертв политических репрессий» — как приговоренный к высылке 15 марта 1930 г. с женой и дочерью. Далее, в 4-м томе:

    Литвинцев Афанасий Константинович
    Род. в 1881 г., прииск Желтухинский Нерчинского уезда Забайкальской обл., русский, житель с. Новотроицк Жидкинского р-на ДВК. Участник крестьянского восстания. Работал в «Союззолото», рабочий. Арестован 27 июня 1930 г. Приговорен 16 сентября 1930 г. Тройкой ПП ОГПУ по ДВК по ст. 58-2, 58-11 УК РСФСР к ВМН. Сведений об исполнении приговора не имеется. Реаб. 17 мая 1989 г. прокуратурой Читинской обл. Жена Анна Михайловна-44, дети: Николай-17, Евгений-10, Антонина-7, Лидия-5, Мария-3, Михаил-3 мес.

    Здесь, конечно, много неясных моментов — год и место рождения, место работы, имя жены. Однако ясно, что он участвовал в восстании и даты приговора и реабилитации такие же, как у большинства участников Ундино-Талангуйской бригады. Опять же неясно, что стало с ним после приговора.

    В общем, сейчас я не сомневаюсь, что в сборнике «Георгиевские кавалеры» сведения об Афанасии Константиновиче из 4-го тома «Книги Памяти» совместили со сведениями о наградах казака Афанасия Литвинцева, происхождение которого так и не смогли или не захотели выяснить. Почему составители сборника считают, что казак, награжденный крестами во время Русско-Японской войны, должен был дожить до 1930-х годов и стать объектом репрессий?

    Кстати, в списках репрессированных есть Литвинцев Куприян Афанасьевич 1903 г.р. из Долгокычи и Литвинцев Андрей Афанасьевич 1909 г.р. из Турги. Их отцы — чем не кандидаты на георгиевского кавалера?

    Я сделаю еще один запрос в ГАЗК, уже по другому делу, чтобы уточнить место рождения Афанасия Константиновича.

  3. Жена одного из диаконов Литвинцевых была крестной старшего брата моей прабабушки: 4(6).08.1901 Леонид Лесков. Родители: Михаил Васильевич и Соломонида Исааковна. Крестные: Константин Васильевич Лесков и Александра Александровна Литвинцева (жена диакона). Жидка, ГАЗК 282-3-598, 31 стр.

    1. Диаконом Жидкинской Троицкой церкви в 1899 г. был Петр Иванович Литвинцев, однако его жену звали Елизавета Ивановна (по «Книге Памяти жертв политических репрессий»). В это же время диаконом Шелопугинской Покровской церкви был Иван Афанасьевич Литвинцев, о его жене сведений нет (страница «Литвинцевы (священнослужители)» на этом сайте).
      Шелопугино от Жидки в общем-то недалеко. Вы не искали запись о браке Михаила Васильевича и Соломониды Исаковны по другим церквям — Ундинской Преображенской или Шелопугинской Покровской?

      1. Спасибо, Екатерина!
        Искал прапрабабушку Соломониду по всем церквям, к сожалению, не нашел, возможно ее брак был записан в книге, которая отсутствует:
        «В документах фонда «Церкви Забайкальской области», хранящихся в госархиве частично, в метрических книгах церквей Балейского района за 1900 –1907 гг., Шелопугинского района за 1900 – 1903 гг. сведений о бракосочетании Лескова Михаила Васильевича и Соломонии (Соломониды) Исааковны не обнаружено. Одновременно сообщаем, что метрических книг Жидкинской Троицкойцеркви за 1902, 1904, 1905, 1908 гг. на хранении в госархиве нет.»
        По рассказам бабушки, родители Соломониды были против ее брака с Михаилом Лесковым. Возможно этим объясняется, что крестной была жена диакона, а не один из ее родителей или родственников.
        Единственная зацепка — карело-финская ДНК Соломониды. В финских источниках по Карелии нашел порядка сорока Исаков, у одного из которых — Исака Федорова Куханена (или Куутти) из деревни Кайдаярви была дочь Соломония 1883 г.р.:
        http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=4111554
        Не сходится то, что эта Соломония была на исповеди в Суоярви, Карелия, в 1905 г — к этому времени моя Соломонида Исаковна уже родила двух детей в Жидке в 1901 и 1902 гг:
        http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=4058660
        В 1907 г карельская Соломония вычеркнута из исповедальной книги с записью ‘въ зам в Россiи».
        http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=4058725
        Или карельская Соломония — совсем другой человек, или моя прапрабабушка после рождения двух детей ездила к родителям в Карелию просить благословения на замужество и уехала обратно в Жидку только в 1906-7 году. Так или иначе, у моей Соломониды не было детей между 1902 и 1909 годами. Мои родственники считали ее цыганкой. Почему не знаю. Цыганской ДНК у нас нет совсем.
        После расстрела мужа Соломониды и ее высылки в 1931 году в Красноярский край, с ней уехали часть ее детей. Их потомки говорят, что ‘были какие-то финны’. В то время Кайдаярви была в составе Финляндии. Возможно поэтому Соломонида молчала о своих родственниках.
        Пока что мне не удается решить Загадку Соломониды.;-)

        1. Я хочу увидеть какие-нибудь «зацепки» о происхождении Соломониды Исааковны. То, что жена диакона была крестной ребенка, может указывать на а) родственные связи с семьей диакона Литвинцева, б) проявление уважения к диакону Литвинцеву. И вот какой момент: совсем не обязательно, чтобы крестные были как со стороны отца, так и матери.

          О гаплогруппе Соломониды Исааковны Вы уже писали. В принципе, Шелопугинская и Ундинская слободы были крупными поселениями, там проживали казачьи офицеры, обыватели разного происхождения, евреи, католики… Исключать карелов-переселенцев нельзя. Но я интуитивно склоняюсь в сторону старожильческого происхождения Соломониды Исааковны — это или верхнее течение Унды, или Талангуй, или Сретенск, или Газимурский Завод. Если я правильно понимаю, то гаплогруппа у нее «карело-финская», потому что пока была выявлена только у современных карелов и финнов?

          1. Вполне возможно, что родители Соломониды были из карелов-переселенцев. К сожалению, пока нет документальных зацепок о ее родителях. Только ДНК. Ее мт гаплогруппа H1n4 отмечена у 41 человека на сайте familytreeDNA. Все они из Финляндии, Карелии и Швеции. Кроме финской гаплогруппы, у моего папы от 9 до 20% аутосомной финской ДНК. Причем его Х-хромосома на 70% финская. Это говорит о том, что Соломонида была как минимум на 75% чистая финка или карелка.

            Самый близкий финский совпаденец с моим папой имеет фамилию Пексуефф (Пексуев или Пекшуев). Общий с ним предок жил 6 поколений назад, т.е. дед или бабушка Соломониды. Предки Пекшуевы жили в Костамукше. Среди фамилий его карельских предков: Кириллов, Петров, Ругоев, Лесонен, Лезев, Ватанен и Хуовинен. В 19 веке в Костамукше жили Исак Григорьевич Ругоев (1835-1914) и Исак Максимович Пекшуев род. ок. 1820. Ни у того, ни у другого нет сведений о дочери Соломонии. Исак Пекшуев к тому же по возрасту староват.

            Другой ДНК совпаденец — Веса Суонмаа. Его предки жили в Вешкелице, Карелия. Фамилии предков: Борисов, Большаков, Агапов, Кононов. Один из его предков — Исак Федотович, род. 1847. http://www.geni.com/people/Issakka/6000000023372815976 Фамилия неизвестна. У него была жена Марфа Петровна и дочь Мария. О других его детях информации нет.

            Был еще Исак Кузьмич Кузьмин, род 1843 в Суоярви. http://www.geni.com/people/Issakka-Kuismanpoika-KUISMIN/6000000018639526093 У его жены Мелании Никитичны Чучу должна была быть мт гаплогруппа H1n4, судя по живущим ныне ее родственникам. Но опять же, нет сведений, что у них была дочь Соломония.

            Пока что ничего определенного по поводу Соломониды нет.

            1. Кроме переселения карелов в конце XIX века можно предположить и более ранний период — конец XVIII века (по прямой женской линии, это время прабабушки / бабушки Соломониды Исааковны). В это время в ведении Ундинской слободы появляется много новых фамилий, все они переселенцы из европейской части России, но откуда именно — неизвестно. Никто этот вопрос по документам не изучал, да и неизвестно, где нужные документы хранятся.
              А у финнов все очень хорошо с документами 🙂

              1. У финнов действительно все хорошо и с документами, и с анализами ДНК — они это очень любят делать и выяснять кто кому родственник. В итоге их очень много в базах данных ДНК. Достаточно одной прапрабабушки из карел, чтобы у меня появились 30+ совпаденцев в Финляндии.

                Несколько раз в год финны — потомки бывших жителей Суоярви — пишут большие групповые запросы в Петрозаводский архив, чем фактически этот архив спонсируют.

                http://zabarchives.ru/memory выдает шесть человек, которые по возрасту и отчеству могли бы быть братьями и сестрой Соломониды Исаковны. Но нигде про Карелию не упоминается:

                ПЕТРОВА АГАФЬЯ ИСАКОВНА
                (1 том Книни Памяти):
                (Титовский район) 50 лет, с. Новая Кука. Пост. Тройки ОГПУ от 16 июня 1931 г. Наход. на спецпосел. в Краснояр. крае. Реаб. 6 июня 1995 г. Дети: Григорий Ильич — 22, Николай — 19, Алексей — 17, Мария — 16, Кирилл — 5, Василий — 12, Иван — 8, Александр — 6, невестка Федосья Михайловна — 22, внучка Антонина Григорьевна — 11 мес.

                КОТЕЛЬНИКОВ ВАСИЛИЙ ИСААКОВИЧ
                (3 том Книни Памяти):
                Род. в 1883 г., с. Зайково Нерчинского уезда Забайкальской обл., русский, житель с. Орой Акшинского р-на Читинской обл. Работал в юлхозе «Заветы Ильича», письмоносец. Арестован 14 ноября 1937 г. Приговорен 3 декабря 1937 г. Тройюй УНКВД по Читинсюй обл. по ст. 58-7,58-14 УК РСФСР к ВМН. Приговор исполнен 16 января 1938 г. Реаб. 25 апреля 1959 г. Читинским обл. судом. Жена Марина — 48, дети: Матрена — 26, Александра — 19, Наталья — 16.

                КОТЕЛЬНИКОВ ГРИГОРИЙ ИСААКОВИЧ
                (3 том Книни Памяти):
                Род. в 1881 г., с. Котельниково Нерчинсюго уезда Забайкальсюй обл., русский, житель прииска Пешково Нерчинсюго р-на Читинсюй обл. Работал на прииске, старатель. Арестован 18 августа 1937 г. Приговорен 16декабря 1937 г. Тройюй УНКВД по Читинской обл. по ст. 58-10 УК РСФСР к ВМН. Приговор исполнен 25 января 1938 г. Реаб. 2 августа 1989 г. прокуратурой Читинсюй обл. Жена Мария, сын Петр.

                КОТЕЛЬНИКОВ ТИМОФЕЙ ИСАКОВИЧ
                (3 том Книни Памяти):
                Род. в 1886 г., с. Котельниково Нерчинского уезда Забайкальской обл., русский, житель с. Орой Акшинского р-на ВСК. Служил в Белой армии. Кандидат в члены ВКП(б). Работал в колхозе «Заветы Ильича», ветеринар. Арестован 16 июля 1937 г. Приговорен 10 декабря 1937 г. Особым Совещанием при НКВД СССР по ст. 58-7, 58-10, 58-11 УК РСФСР к ВМН. Приговор исполнен 27 января 1938 г. Реаб. 14 ноября 1959 г. Коллегией Верховного суда РСФСР. Жена Елизавета Антоновна — 42, дети: Татьяна — 19, Федор — 18, Василий — 16, Ксения -11, Кандид — 9, Надежда — 2.

                БОБОВСКИЙ МИХАИЛ ИСАКОВИЧ
                (1 том Книни Памяти):
                (Улётовский район) Род. в 1883 г., с. Татаурово. Реш. Райтройки от 12 июня 1933 г. Наход. на спецпосел. в Томск, обл. Реаб. 15 января 1993 г. Жена Ирина Владимировна — 1888, дети: Иван — 190э, Илья — 1910, Андрей — 1918,1 Зера — 1923, Прокопий — 1926, Иннокентий -1914, невестки: Анна Васильевна — 1907, Анна Викторовна -1910, внуки: Владимир Иванович -1929, Константин -1925, Мария — 1926, Клавдия — 1933, Николай Ильич — 1938, Владимир -1940, Петр — 1942, Иван — 1947, Татьяна — 1952, Галина — 1952.

                СЕМЕНОВ ГРИГОРИЙ ИСАКОВИЧ
                (1 том Книни Памяти):
                (Карымский район) Род. в 1889 г., с. Ундурга. Пост. Тройки ОГПУ от 17 июня 1931 г. Наход. на спецпосел. в Краснояр. крае. Реаб. 1 сентября 1993 г. Жена Анастасия Филипповна (Дмитриевна) -40, дети: Пелагея — 16, Мария — 14, Мария — 20, Клавдия -6, Сергей — 9, мать Софья Кирилловна -71.

  4. Получены сведения из ГАЗК по Константину Ивановичу Литвинцеву. Сначала приведу текст архивной справки, а затем несколько комментариев:
    «…в клировых ведомостях церквей 3-го благочиннического округа Забайкальской Епархии за 1899 год, в составе причта Куенгской Пророко-Ильинской церкви значится псаломщик Константин Иванович Литвинцев – родился 24 декабря 1845 года в г. Нерчинске, дьяческий сын. Обучался в Нерчинском Духовном училище. 24 апреля 1851 года был уволен из низшего отделения училища «по слабости успехов в учении». В 1865 году по резолюции Высокопреосвященнейшего Архиепископа Иркутского и Нерчинского К.И Литвинцев был определен к Нерчинскому Воскресенскому собору на пономарское место.
    1 октября 1869 года при обозрении епархии Преосвященнейшим Епископом Селенгинским Мартинианом посвящен в стихарь. 10 августа 1878 года Высокопреосвященнейшим Архиепископом Иркутским и Нерчинским Вениамином переведен в с. Стретенское к Стретенской церкви. 22 октября 1881 года Преосвященнейшим Епископом Селенгинским Мелетием переведен к Желтугинской Иннокентиевской походной церкви. 2 апреля 1884 года по резолюции Читинского духовного правления временно командирован псаломщиком к Урюмской Александро-Невской церкви. 7 мая 1884 года по указу Читинского духовного правления определен на должность псаломщика к Урюмской Александро-Невской церкви. 8 сентября 1887 года Преосвященнейшим Епископом Селенгинским Мелетием назначен к Ломовской Иоанно-Предтеченской церкви. Указом Читинского духовного правления №2287 от 3 октября 1890 года назначен к Куенгской Пророко-Ильинской церкви.
    Жена Елизавета Витальевна – 48 лет, грамотна, дети: Николай – 23 года, состоял на гражданской службе на Амуре; Александр – 19 лет, обучался в Иркутской духовной семинарии; Афанасий – 16 лет, уволен из Нерчинского духовного училища по прошению отца; Дарья – 27 лет, грамотна, при отце; Агния – 12 лет, училась в Епархиальном женском училище на содержании отца; Елена – 8 лет, обучалась в Куенгинском двухклассном училище.
    Недвижимого имения псаломщик, его жена и родители не имели. «Читает и поет очень хорошо, катехизис разумеет отчасти».
    Основание: ГАЗК, ф. 8, оп. 2, д. 60, лл. 91об., 92, 93, 93об.»

    Выводы:
    1. Александр Константинович (1880 г.р.) и Афанасий Константинович (1883 г.р.) Литвинцевы — братья.
    2. Афанасий Константинович родился на Желтугинском прииске. Я думаю, речь идет о кабинетском золотом прииске, где и находилась походная Иннокентьевская церковь. Сведения из «Книги Памяти жертв политических репрессий» искажены («прииск Желтухинский Нерчинского уезда»), но в целом соответствуют действительности. А это значит, что данные Афанасия Константиновича, который не участвовал в военных походах и наград не имел, в сборнике «Георгиевские кавалеры» оказались ошибочно.
    3. Следующий шаг — получение сведений о дьячке Нерчинского Воскресенского собора Иване Литвинцеве, отце Константина Ивановича. Кажется, многие ниточки ведут именно к нему.

Мой комментарий