Происхождение монастырских крестьян

Одна из линий моего генеалогического древа берёт начало от пашенного крестьянина Нерчинского Новоуспенского монастыря Панкрата Евстафьевича Стафеева. Первое упоминание о нём относится к октябрю 1719 года, когда в сказках о душах мужского пола были переписаны дворяне, дети боярские, священники и крестьяне Нерчинского уезда. Интересно было бы проследить происхождение Панкрата Евстафьевича. По указу Петра I от 31 мая 1706 года, разрешающего основание Нерчинского монастыря, о монастырских крестьянах сказано: «А к тому монастырю крестьян селить иль из гулящих людей, и из иноземцов, которые вновь крещены, и которые похотят в работу в монастырь всякого Чина люди, кроме посацких людей, которые не в тягле, и пашенных крестьян«. Таким образом, скорее всего, Панкрат Стафеев происходил либо из гулящих людей, либо из крещённых инородцев. Указ был получен в Нерчинске в конце 1707 года. Поэтому записи о поселении крестьян на пашню следует искать, начиная с документов этого времени.
Вот фамилии первых монастырских крестьян из сказки 1719 года: Рошковской, Пятиных, Дружинин, Попов (фамилия встречается среди казаков), Тюменя, Огневых, Шишкин (фамилия встречается среди казаков), Стафиев, Туранов, Павлов (возможно, отчество), Олекминских, Бузунов, Чернецких (фамилия встречается среди казаков), Туранов, Тренин. Буду ориентироваться на них в своих поисках.

 

Upd. Ещё одна фамилия монастырских крестьян из сказки 1719 года — Гостевы.

Следующая запись
Предыдущая запись

18

  1. В грамоте Сибирского Приказа от 31 мая 1706г. было дано разрешение строить монастырь и отвести земли для поселения 20 человек монастырских крестьян по Унде и Шилке. Крестьян указано набирать «из гулящих и из иноземцов, которые вновь крещены и которые похотят в монастырь всякого чина люди, кроме посадских, которые не в тягле и пашенных крестьян.».
    В 1719г. за монастырем числилось 17 дворов пашенных крестьян. Среди них встречаются фамилии, и сейчас распространенные в селах современного Шилкинского района: Стафеев, Олекминский, Огнев, Туранов и др.(кн Сибирского Приказа №1621 лл.27-35). Но это не конечный документ на который стоит опираться Посмотрите на вот это Справка на переведенцев из «семьянистых» крестьян из Тобольска в нерчинск — 100 семей беглых верхотурских крестьян, которые явились Тобольском уезде в слободах.(ПСЗ №1853).

    В 1697г. крестьянские семьи были высланы с тобольским сыном боярским Петром Мелешкиным и 20 служилыми людьми. Из 626 человек до Енисейска и в Енисейске умерло 143 человека.
    В 1698г. в Нерчинск прибыла первая партия переселенцев-крестьян 37 (а с женами и детьми -132ч.) .
    В 1699г. с самим Малешкиным прибыли остальные 271ч. (там же).
    Из прибывших была составлена роспись(кн..Сиб.Пр.№1260 л.1095) из которой выяснилось, что из Арамильской слободы Верхотурского уезда — 42 семьи, а из Багарадской слободы -26 семей, из Суерской -4 семьи.
    «Матюшка Федоров Окулов с сыном Гаранькой умерли, а жена его Оксюшка, дети Мишка Илюшка Ивашка Коземка, а у Коземки жена Анютка сын Васька — в Нерчинску…»
    Немногие сохранили весь состав семьи: семья Ивана Томилова(8ч.), братья Кирилловы(по 6ч.), семьи Кондратия Стафеева, Степана Шипицина, Даниила Фомина, Ивана Титова, Степана Ушакова, Ивана Поздеева, Осипа Шехирева, Исака Конева, Михаила Ваулина, Якова Белоусова, Петра Димова и др.
    Из семьи Михаила Новокрещена пришел в Нечинск только мальчик Ивашка 12л. В семье Мокея Хренова померли 4ч., т.е. все. Крестьянин Бажен Мальцев потерял 4-х родственников, в Нерчинск пришел бобылем. Самая большая семья — Демьяна Позднякова(15ч) уменьшилась на 5ч.
    (кн Сиб.ПР. №1260 л.1096)
    Всего в Нерчинск прибыло 336 взрослых и детей. Их первые годы жизни на забайкальской земле были трудными, т.к. в 1699 и 1700г.г. были неурожаи в Иркутском уезде, повлекшие отсутствие привозного хлеба в Нерчинске. У меня тоже по родове Стафеевы и очень хотелось найти ниточки связующие нас

    1. Здравствуйте! Что Вам известно по Вашим Стафеевым? Моих Стафеевых из Кирочи можно посмотреть по ссылке http://ic.pics.livejournal.com/papakash/12722026/67932/67932_original.jpg
      Я тоже раньше думал, что Стафеевы из переселенцев 1698-99 годов. Но оба Стафеева из списка переселенцев указаны в сказке 1719 года среди пашенных крестьян, так что этот вариант отпадает.

      1. Я тоже отметила, что в «Росписи нерчинским новопашенным крестьянам» упоминаются два Кондратия Стафеева с семьями. В 1719 г. один из них — пашенный крестьянин Алеурской слободы. А второй?

        1. В переписи 1719 года упоминается пашенный крестьянин Алеурской слободы Максим Конев. Скорее всего, это сын второго Кондратия Стафеева.

        1. И На список пашенных крестьян тоже нельзя ориентироваться так как он может быть неполным.На Кирочинском кладбище есть более ранние захоронения а так как Кирочю сделали заимкой монастыря то и скорей всего жителей приписали к оному Поправьте если неправ

          1. Ефим, по всей видимости, пропущен при переписи. Такие случаи бывали. Из более поздних документов следует, что он родился примерно в 1707 году.
            Про Кирочу не понял, поэтому прокомментировать не могу.

  2. Думаю, Алексей, из перечисленных наверняка фамилиями являются только 4 — те, что с суффиксом -их (-ых). Ну, весьма вероятно — Турановы. И, уж точно не фамилия — Тюменя. Да и Рошковской, скорее всего, топонимическое определение. В начале XVIII в. мало у кого из крестьян и гулящих фамилии были. Вот ты задумался, что Павлов — м.б. отчество. Это скорее всего так. Но ведь и Стафеев — также маловероятно, что фамилия… У этих двоих в данной сказке именная формула двучленная, а отчества у всех в сказке есть (пусть не у всех по крестильному имени отца, как, например, у Григория Туранова). То есть «поле: отчество» обязательно.

    1. Я согласен, но нужно найти ещё какие-то документы по монастырским крестьянам, чтобы подтвердить/опровергнуть эти гипотезы.

  3. Выписки из метрических книг Урульгинской Николаевской церкви (ГАЗК, ф. 282, оп. 1, д. 1):

    28.03.1722 ст. У посадского Никифора Иванова сына Шишкина (родился) сын (нрзб).
    3.02.1740 ст. Посацкой Елистарх Никифоров сын Шишкин (венчался) Панкратиевой дочерью Стафиевых девицею Ульянией первым браком.
    4.02.1741 ст. У посацкого Елистарха Никифорова сына Шишкина (родился) сын Власий.
    10.02.1745 ст. (Умер) Посадской Никифор Иванов сын Шишкин 78 лет
    9.03.1745 ст. (Умер) Посадской Филип Никифоров сын Шишкин 28 лет.

    Получается, Никифор Иванов Шишкин не очень долго был монастырским пашенным крестьянином и вскоре после ревизии 1719 года приписался в посад. До поселения на монастырской пашне он мог быть в числе гулящих людей Нерчинского уезда.

    Что касается служилых Шишкиных, то семья нерчинского дворянина Тихона Логинова Шишкина в 1719 году проживала в деревне на реке Чите. Это, скорее всего, современное село Шишкино Читинского района. В ревизии показано, что племянник Тихона Алексей проживал в Иркутске. Интересно, что сам Тихон мог быть сыном енисейского казака Логинки Матвеева Шишкина, который в 1669 году служил в Братском или Иркутском остроге (http://elan-kazak.ru/forum/viewtopic.php?f=73&t=1019#p6748).

    Заводские крестьяне и позже казаки Шишкины проживали в деревне Верхе-Галгатайской на Унде в XIX веке, но когда они там поселились и откуда пришли — пока неясно.

    1. Спасибо! Добавлю только, что проживал Никифор Шишкин с сыновьями после перехода в посад в деревне Теленгуйской. Это указано в книге выбывших после первой ревизии.

  4. Здравствуйте Алексей. Я Юрий Стафеев. Ищу: Стафеев Матвей Терентьевич 1830-1933. из Кирочи. Хочу найти запись о его рождении. У меня вопрос, возможно вы знаете. К какой церкви относилась Кироча в 1830 году.

Мой комментарий