Из исповедной росписи Шивиинской Знаменской церкви 1863 г.

Некоторое время назад я интересовалась происхождением Барановых из Турги, в связи с чем просматривала исповедные росписи Шивиинской (Тургинской) Знаменской церкви в архиве г. Читы. В росписи 1863 г. (ГАЗК, ф. 282, о. 1, д. 2017) Барановы не упоминались, но я выписала все остальные фамилии. Думаю, эта информация может оказаться кому-нибудь полезной:

Шивиинской Знаменской Богородицкой церкви духовная роспись на 1863 год…

Селения Шивинскаго пешие казаки
Луговской
Вершинин
Литвинцев
Темников
Портнягин

Селения Тургинскаго пешие казаки
Калинин
Пельменев
Соловьев
Темников
Саватеев
Алексеев
Носков
Попов
Чипчеев
Шальнин (Шалыгин?)
Красавин
Шадрин
Толмачев
Литвинцов
Дорофеев
Федоров
Журбов
Лыткин
Трофимов
Петелин
Игнатьев
Фалилеев
Катигин (Катагин?)
Ильин
Панов
Фирс
Кремльев
Андреев
Лебедев
Кондратьев
Чухменко
Гаврилов
Михайлов
Брузинский (?)
Гурьянов
Койлус

Села Тургинского разночинцы отставныя горныя служители
Савватеев
Опрелков
Журбов

Села Тургинского ясашные
Виноградов
Пляскин
Ваулин
Савватеев

*** ***

Тургинское - Карта Забайкальской области с показанием земель по ведомствам
Участок карты Забайкальской области с показанием земель по ведомствам, 186__ (коллекция карт РГБ): frontiers.loc.gov

23 комментария

  1. Уважаемые участники сайта.
    Есть либо у кого подробная информация о поселении Турга?
    Дело в том, что казаки основавшие Хада-Булак, что сейчас Борзинского района, проживали до того в поселке под названием «Шивия». Эти сведения были опубликованы в газете Борзи, из воспоминаний старожил Хада-Булака в 1960 годах.
    Есть предположение, что Нерчинские казаки проживающие по речке Унда с начала 18 века и до его середины, какой то следующий временной период до основания в 1772 году казачьего поселка Хада-Булак, проживали где то, но уже не по речке Унда.
    Думаю есть два варианта, первый — по западную сторону хребта Кукульбейский село (Турга), второй — по его восточной стороне в деревне Шаранча или в Онон-Борзе.
    Если у кого есть на этот счет какие либо знания или записи, поделитесь.
    Спасибо.

    1. Шивия (Турга) вполне подходит как промежуточный этап при продвижении на юг. Мне кажется, расселение казаков в степях по границе шло с большим трудом, ведь русские традиционно — не степняки.
      О истории же Шивии (Турги) известно очень мало.

  2. В списке казаков Турги интересует фамилия Кондратьев. Что-нибудь известно о семье ветеринара Михаила Ефимовича Кондратьева, родился село Антия 1913 г., жил в Улятуе. Мать Улита Федоровна. Девичья фамилия неизвестна. У Лесковых с его потомками большое совпадение по ДНК.

    Также интересная фамилия Койлус. Не финская ли?

  3. По фамилии Кондратьев, к сожалению, ничего не известно. Село Антия наводит на мысль об инородческом происхождении.
    Казак Койлус, так же как и Фирс, Чухменко, Брузинский(?) и др., мог быть из «порочных нижних чинов», зачисленных в конце 1850-х гг. в пешее казачье войско. Подробнее в статье Алексея Каширина: https://yadi.sk/i/e_QSmOj3YS9Gq

    1. Интересно, что у калифорнийских потомков Кондратьевых есть те же совпаденцы по ДНК из Финляндии, что и у Лесковых — потомков Соломониды Исааковны. Возможно, общий предок с женой — носительницей финской мт гаплогруппы H1n4 прибыл в Антию среди ‘порочных нижних чинов’ из Карелии или Финляндии?

      Гугл переводит ‘antia’ с финского как ‘вопрос’ или ‘issue’.

      В моем семействе ходят легенды о родстве со ссыльными поляками. Зафиксированы браки конце XIX века Лесковых с Высоцкими, Затомскими и Добровольскими. Есть еще относительно близкие совпадения по ДНК с потомками людей по фамилиям Дубровский и Метц. Возможно, они были как раз из ‘порочных нижних чинов’, а не участников польского восстания.

      1. Село Антия названо по местности, в которой находится, — это падь реки Сырая Антия. Местность всегда была инородческой (эвенкийской), поэтому искать финское происхождение у этого слова нет смысла. Ну разве что может быть очень древнее родство с финским языком через самодийский.

        Я думаю, что «нижние порочные чины» прибывали в Забайкалье холостыми и женились на местных женщинах. Дальнее родство с Кондратьевыми может объясняться как раз браками с местными женщинами. Ведь нет доказательств, что мт-гаплогруппа Соломониды Исаковны уникальна для Забайкалья?

        1. После консультаций с финно- и якутоговорящими специалистами получается, что ‘антия’ слово точно не финское.

          В якутском корень ‘аан’ означает ‘ворота’ или ‘устье небольшой речки, впадающей в большую реку’.

          В греческой мифологии Антия (Сфенобея) — дочь Теспия, супруга аргосского царя Прета. Персонаж отрицательный.

          В энтомологии Anthia — род жужелиц. Антия Маннергейма — жужелица, названная в честь финского энтомолога Маннергейма — деда известного маршала.

          В Эвенкийско-русском словаре есть слово ‘анты’ — правый и ‘антыят’ — всякий раз.

          Скорее всего Катерина права, и Антия — гидроним эвенкийского происхождения.

          Судя по статье Алексея Каширина, в 1858-59 годах ссылались женатые ‘порочные нижние чины’, а в 1860-61 все остальные.

          Мт-гаплогруппа Соломониды Исааковны достаточно уникальна для Финляндии. На FamilytreeDNA из 35+ носителей этой группы H1n4 все жители Финляндии или Швеции финского происхождения. Среди них 6 потомков карел.

          Среди 63 человек в ftDNA группе Сибирь/Забайкалье с известными мт-гаплогруппами нет ни одноgo с H1n4. Выборка, к сожалению, небольшая.

          Если предположить, что отец или дед Соломониды прибыл в Забайкалье среди порочных нижних чинов, то ее мать или бабушка по матери должна была приехать тоже. Она вряд ли была из местных.

    2. Екатерина, большое спасибо за статью. Это проливает свет на то обстоятельство, при котором Емельян Слесаренко (1828 г.р.) попал в Забайкалье в 1958 году вместе с семьей.

      1. Здравствуйте! Спасибо за интерес к заметке. Но, как мне кажется, Слесаренко не имели отношения к Турге и Шивие. Они проживали совсем в другой местности.

  4. Про одного из возможных жителей села Шивия (Турга) сообщают «Иркутские епархиальные ведомости»-«…Пожертвования на церкви — Знаменской Шивиинской казакъ №8 баталиона Осипъ Темниковъ, Троицкой села Новотроицкого казакъ того же баталиона Еремей Литвинцевъ, казаки того же баталиона Николай Костроминъ и Иван Лиханов…» («ИЕВ», 1863г. №41).

    Добавлю, что пеший казак Осип Темников, по семейным легендам — «крещеный инородец». Скорее всего, он — отец Неонилы Осиповны Темниковой, на которой был женат мой прапрадед Литвинцев Перфил Дмитриевич. Т.е. Осип Темников — сват Литвинцева Димитрия Ивановича, урядника д.Ложниково, члена Иркутского Миссионерского общества в 1870-1871г.г

    1. Не было ли у Перфила Дмитриевича Литвинцева дочери по имени Вера? Мой прапрадед Иван Михайлович Лесков 1871 г.р. был женат на Вере Перфильевне. Ее девичья фамилия мне неизвестна. У них известно 5 детей, среди них мой прадед Михаил Иванович Лесков.

  5. У Перфила Димитриевича Литвинцева из Ложниково была, кроме двух сыновей, единственная дочь Анна. Она была замужем за Барановым Егором Васильевичем. Жили они в Буторино. Про Егора Васильевича есть сведения из сборников по репрессиям Забайкальского края:
    БАРАНОВ ГЕОРГИЙ (ЕГОР) ВАСИЛЬЕВИЧ
    (2 том Книги Памяти):
    Род. в 1877 г., с. Буторино Нерчинского уезда Забайкальской обл., русский, житель с. Ложниково Жидкинского р-на ДВК. Крестьянин-единоличник. Арестован 28 июня 1930 г. Приговорен 16 сентября 1930 г. Тройкой ПП ОГПУ по ДВК по ст. Д8-2, 58-11 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы. Освобожден по амнистии. Вторично арестован 3 ноября1937 г. в с. Ложниково Балейского р-на Читинской обл. Не работал. Приговорен 16 декабря 19^7 г. Тройкой УНКВД по Читинской обл. по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР к ВМН. Приговор исполнен 25 января 1938 г. Реаб. 13 октября 1989 г. прокуратурой Читинскои обл. Жена Анна Перфильевна -1879* дети: Николай — 1905, Антонида — 1918.

  6. texto, , спасибо большое за запись. Я ищу сведения о Савватеевых из Турги. Мой прадед — Савватеев Иван Васильевич, родился ориентировочно в интервале примерно 1860-1870, был по горному делу. Не могли бы вы выписать имена Савватеевых из разных сословий: один ин них должен быть моим прапрадедом Василием. Интересно было бы узнать и других Савватеевых, наверняка родственники. Что-нибудь еще можете сказать об этих Савватеевых? В семье упорно ходит история, что прадед Иван закопал свои Георгиевские кресты и уже не нашел. Значит был казаком?

    Также хотелось спросить, Саватеев с одной «в» — думаете опечатка или другая фамилия? Напишите и его имя тоже если есть. Заранее благодарю.

    1. Larissa, здравствуйте!
      Раньше, поскольку паспортов у большинства людей не было, фамилия записывалась в двух вариантах: с двумя «в» и с одним «в». Это не имело большого значения.
      Имена Савватеевых из этой исповедной росписи я не могу Вам предоставить прямо сейчас, потому что выписывала только фамилии. В самом начале записи есть ссылка на архивное дело, в котором хранится роспись. Вы можете отправить запрос в ГАЗК, указав эту ссылку и попросив выявить состав семей всех Савватеевых/Саватеевых, проживавших в селении Тургинском в 1863 г.
      Скорее всего, ваш предок — это Саватеев, упомянутый в росписи среди пеших казаков.

      1. Спасибо за ответ! Подскажите, есть ли форма для запросов в архив или запрос составляется произвольно? Я никогда в архив не обращалась, любую подсказку приму с благодарностью.

        А также есть просьба к администратору поместить мой IP в whitelist. Осень неудобно зоходить на сайт с телефона. Спасибо!

  7. Зравствуйте texto. мой тесть Луговский Николай Григорьевич родился в п. Калангуй, а его отец Григорий Митрофанович Луговский в Турге в 1912 (14). В домашней легенде есть и польский шляхтич Луговский (Казимир?), и бурятка (судя по фото ГМ-точно есть!). Мать моего тестя Капитолина Васильевна Луговская из другого рода-тоже Луговских из Турги. И у них также поляки легендируются, в том числе Барановска Ханна Брониславовна (с аристократичными манерами и каким-то предмете мебели с гербом). А ещё в родне с ними Иннокентий Степанович Луговской (все его знают). Вопрос 1. Что-нибудь есть по Луговским в Турге (и тем , и этим)?; 2. Барановские встречались где либо? И были ли они католики? И где тогда справляли религиозные действия? 3. Вообще где ссыльные поляки крестили, венчались. причащались по вере своей в Забайкалье? 4. Темников Хирсантий и его дочь Екатерина (1886 -1933) встречались в источниках? 5. ещё есть у нас Токмаков Иван, Березин Николай, Анна Мелихова (тоже все нач.XX в. вроде, возможно местные) 6. И последнее-у нас вышло по древу, что отца Поэта звали Степан Прокопьевич, и у него были братья Захар, Терентий (оба в книге памяти). А сегодня наткнулся что он Степан Семенович — и стройная картина развалилась. Что за Семен, куда приткнуть, кроме Семена Терентьевича (р.1918-?) другие Семёны не попадались (ещё?). Но родня Иннокентий нам-это 100 проц. Где можно уточнить про Первого Председателя Совета депутатов села , соратника самого Лазо. Спасибо заранее. Извините накидал много вопросов-неожиданно наткнулся на данный ресурс, всё всколыхнулось, новые возможные ниточки!! Спасибо за интересные материалы:)))

      1. Спасибо большое за Ваш быстрый ответ. Отвечаю на Ваши вопросы по моим вопросам. 1. По Луговским: «дошёл» до деда моей жены — Луговский Григорий Митрофанович (1912/14-1955) (р. в Турге), его жены Луговской Капитолины (Агрипины?) Васильевны (~1921-1999), его отца Митрофана Луговского и сестры Митрофана- Параньи; по линии Капитолины добрался до прадеда — Луговской Василий Захарович (~1894-1966?) 5 дочерей 4 сына, гл.бухгалтер, раскулачен в 1961??, и прапрадеда — Луговской Захар Прокопьевич (1875- ) (р. Турга, 7-й том Книги Памяти) с женой Улитой, 4 сына и братья Терентий и возможно Степан. По прямой назад в прошлое — всё. Пока тупик- послал запросы в архив-жду ниточек. И да, какие нерчинские документы вы имели в виду? 4. По Темниковым Хрисанфам: даже смешно стало-учудили браты. Опять тупичок. И наконец-то дошло посмотреть Книгу Памяти по Забайкалью по их фамилии — 6(ШЕСТЬ ХРИСАНФОВИЧЕЙ) одного временного промежутка рождения! Аут! 5. Наш Токмаков Иван женат был на Зое Васильевне Луговской (р.~1920-е), жили они в п.Калангуй, имел сына Владимира, дочь Людмилу, был жадноват. Всё. Березин Николай: жена Нина (Ненила) Васильевна Луговская (сестра Зои Васильевны), дети Владимир и Валентина. Мелихова Анна супруга Василия Захаровича Луговского (1912-1985) (брат Василия Захаровича (~1894-1966?)). Спросите у Юрия Черных, может наш Токмаков где-то на «австралийском дереве» и отметился? 6. По председателям сельсоветов я понял, спасибо.

        1. 1. Вот как раз исповедная ведомость 1863 г., фамилии из которой приведены выше, может дать материал для дальнейшего продвижения по древу. Фамилия Луговской упоминается в т.н. нерчинских «сказках 1719 года» (это 1-я ревизия, т.е. перепись населения). «Сказки» были опубликованы еще в XIX веке: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003650583#?page=1

          4. Если метрические книги Тургинской Знаменской церкви за 1870-1880-е годы сохранились, то по ним можно разобраться, кто из Хрисанфовичей к какой ветви относится.

          5. Хорошо, спрошу.

  8. «Барановы из Турги»
    В газете «Забайкальский рабочий», за 22 октября 1957 года, в статье «Как изменилась жизнь», автор М. Темников, есть упоминание о Михаиле Баранове из Турги.

    «…. . Многие имена беззаветных героев гражданской войны хранит в своем сердце советский народ: Лазо, Журавлев, Погадаев, Якимов, Киргизов, Шилов, Черепанов и многие другие. Нельзя не вспомнить и подвиги моих односельчан. (односельчан Турги). Бесстрашный разведчик Михаил Баранов с четырьмя товарищами напал однажды на взвод белых и отбил 50 голов скота. Яков Темников в боях под Оловянной один взял в плен 11 белогвардейских солдат. Тургинские партизаны никогда не забудут своего командира Ивана Николаевича Буторина, не знавшего страха в бою. Это он поднял в атаку кавалеристов, захватив два бронепоезда белых. …. .»

    Нельзя утверждать точно, что Михаил Баранов будет тургинским, но возможно. Упомянутый Иван Буторин указан так же тургинским, но он уроженец и житель Хада-Булака (Борзинского). Его отец Буторин Николай Иванович, так же вступивший на красную кровавую дорожку, в истории Оловяннинского района, был вписан жителем станции Хада-Булак, не известно откуда взявшегося и куда сгинувшего.
    Хада-Булакские они, дедуля Николай Иванович 1863 г.р., скончается в 1934 году, его сыновья, Кандид Николаевич в 1930 (на партийной должности, увезли органы НКВД в дурку и по сей день), Иван Николаевич (за бронепоезд) и Федор Николаевич (красный) в 1938 году, год великих вознаграждений по заслугам. Как писала об них племянница, — хоть и расстреляны, но реабилитированы.

    1. Барановых, как видно из исповедной росписи выше, в середине XIX в. в Турге не было. По тем данным, которые удалось найти в метрических книгах, получается, что Барановы переселились в Тургу примерно в 1880-1890-х годах. И, возможно, из Сарбактуя (современный Балейский район).

  9. Доброго время суток. При изучении метрик моих роственников Луговских из Турги были отмечены упоминания 4-х Литвинцевых в качестве восприемников. Казак Георгий Афонасьевич (1882), казак Поликарп Георгиевич (1904) и девица Анна Георгиевна (1904). НО Меня особо интересует четвертый персонаж: Мария Адриановна (1921), т.к. она является крестной Агрипины Луговской, дочери Анны Адриановны (возможно СЕСТРЫ!) и Василия Захаровича Луговского . Вопрос-известен ли кому Адриан Литвинцев с дочерью Марией и возможно Анной?? Тургинская Знаменская церковь1921 г.

  10. Здравствуйте Евгений,

    В Нижне-Гирюнинском селении при крещении Агрипины Фалолеевой, рож. 18 июня 1886 г. (по старому стилю) восприемницей была казачья девица Евдокия Порфирьевна Луговских. (Тургинская церковь)
    В 1882 встречается ещё диакон Софроний Литвинцев.

    В том же селении 37 лет спустя фамилии Луговских в списке дворов нет. Но зато есть домохозяин (подв.карт. No.17) Литвинцев Осип Николаевич.

Написать комментарий