Крестьянское «зерно» казачьего войска

Что говорит Васильев?

Афиноген Прокопьевич Васильев – авторитет среди исследователей истории забайкальского казачества – в свое время стремился не только собрать материалы о формировании и развитии войска, но и ставил вопрос о его происхождении. Иными словами, Васильев хотел выяснить, кем были предки казаков-забайкальцев, и на этот вопрос смог ответить так (Забайкальские казаки: исторический очерк. Т. 1. С. 228):

«Две группы предков русских забайкальских казаков развивались различными путями в течение 125 лет до 1851 года, когда они снова слились вместе: первая группа стояла на страже русской границы; вторая группа, из заводских крестьян, работая на Нерчинских заводах, столетним трудом подарила России тысячи пудов серебра и золота и была основным зерном земледельческой колонизации Забайкальского края».

Васильев подробно описал первую из упомянутых групп, сравнивая людей с «зернами», заброшенными когда-то на землю за Байкалом (Т. 1. С. 227):

«Первое зерно забайкальского казачества сложилось из потомков:
1) 300 казаков Пашкова.
2) 15 казаков Степанова и Хабарова.
3) Присланных из западной Сибири и Енисейска в 1664 году 80 казаков.
4) Набранных в 1665 году в нынешней Иркутской губернии Ловцовым и Васильевым 90 казаков селенгинских.
5) 600 казаков, приведенных Бейтоном из западной Сибири.
6) 84 албазинцев, уцелевших во время Албазинской осады.
7) 1400 казаков, набранных во всех сибирских городах Головиным.
8) Оставленных им в Селенгинске 200 стрельцов.
9) Присланных в 1693 и 1696 годах из западной Сибири 234 казаков.
10) Лиц разных званий, зашедших в Сибирь, и крещеных инородцев, одиночно зачисленных в убылые места.
11) Служилых старших званий: детей боярских и приказчиков, ссылаемых в Сибирь в наказание за малые проступки «в казачью службу» (последних очень мало)».

«Присылаемые пачками казаки быстро исчезали, но некоторые оставались и оседали. И вот в 1725 году, когда были установлены новые штаты казаков, потомки всех их сгруппировались около Нерчинска, Селенгинска и Удинска. По штату 1725 года 21 августа положено было иметь в Нерчинске 300 конных и 200 пеших, в Верхнеудинске 50 конных и 50 пеших, в Селенгинске 150 конных и 100 пеших казаков, в Баргузине 41 пешего казака. Эти казаки – 891 человек (вместе с женами и детьми, нужно полагать около 4 тысяч человек) – и положили основание казакам-забайкальцам нынешних 1-го и 2-го военных отделов (акшинским и троицкосавским)».

О второй группе — втором «зерне», давшем более многочисленное потомство – Васильев написал менее подробно (Т. 1. С. 228):

«Оставшиеся за штатом забайкальские казаки, потомки покорителей-казаков, были приписаны к Нерчинским заводам. Туда же попали поздние казаки и разночинцы из городов Сибири: Томска, Енисейска, Илимска и Иркутска, которые были гулящими или не несущими никаких определенных государственных обязанностей».

«В 1726 году крестьян мужеского пола при Нерчинском заводе, переселенных из Томска, Енисейска и Илимска, считалось 823 человека. Они и были зерном, из которого, вместе с позднейшими приписными соликамскими, енисейскими, иркутскими и нерчинскими, выросли казаки 3-го и 4-го военных отделов (нерчинские и нерчинско-заводские казаки)». 

Что говорят архивные документы?

Вполне понятно, что исследовательская работа Васильева не могла охватить все архивные материалы, так или иначе относящиеся к истории Забайкальского казачьего войска. А некоторые архивные документы так и остались неизученными и, к сожалению, малоинтересны современным исследователям казачества. Очень интересные сведения содержатся, например, в «ревизских сказках», то есть материалах народных переписей первой половины XIX века, многие из которых хранятся в Государственном архиве Забайкальского края (ГАЗК).

Посмотрим, что могут сообщить «ревизские сказки» о происхождении казаков селения Тургинского – современного села Турга Оловяннинского района Забайкальского края. Согласно «Высочайше утвержденному росписанию пешего Забайкальского казачьего войска»*, к 1852 году 203 крестьянина горного ведомства и 27 станичных казаков селения Тургинского, а всего 230 человек мужского пола, были причислены к 8-му батальону 2-ой бригады вновь созданного пешего казачьего войска.

Селение Тургинское на «Карте Забайкальской области с показанием земель по ведомствам», около 1865 г. Источник карты: www.etomesto.ru

Кем были по происхождению 203 тургинских горнозаводских крестьянина? В «сказках» 9-ой переписи, составлявшихся весной 1851 года, о горнозаводских крестьянах Тургинской слободы сделана отметка: «причислены из губернского ведомства Успенской волости в 1839 году» (ГАЗК, ф. 31, оп. 1, д. 2104, л. 515). Вот некоторые фамилии этих крестьян: Дмитриев, Дорофеев, Вершинин, Толмачев, Темников, Литвинцев, Чипчеев, Катагин, Шалыгин, Камышков… (там же, лл. 515-532). Получается, что к моменту перехода в войсковое сословие тургинские крестьяне числились горнозаводскими всего двенадцать лет, а не более ста двадцати, как обобщенно предполагал Васильев.

О государственных крестьянах, также называвшихся «губернскими» и «казенными», «сказки» составлялись отдельно. В материалах предыдущей 8-ой переписи, проходившей в 1833-1835 годах, по Успенской крестьянской волости находим уже упомянутые и другие тургинские фамилии: Дмитриев, Дорофеев, Вершинин, Толмачев, Носков, Саватеев, Темников, Шадрин, Петелин, Попов, Литвинцев, Федоров, Портнягин, Чипчеев, Алексеев, Бурин, Игнатьев, Трофимов, Ипатов, Красавин, Шалигин (Шалыгин), Рагалев (Рогалев), Ильин, Журба, Кузнецов, Баскаев, Голиков, Юревич, Тимофеев, Максимов, Евдокимов, Полуектов, Фалелеев, Панов (ГАЗК, ф. 1(об.), оп. 1, д. 17549, лл. 289-312). В отдельной «сказке» перечислены и станичные казаки: Луговской, Калинин, Черняев, Сказынкин(?), Попадейкин, Пахомов, Соловьев (там же, лл. 623-625). Как это позже отразилось в «Росписании пешего Забайкальского казачьего войска» 1852 года, станичных казаков в Тургинском селении было примерно в десять раз меньше, чем губернских крестьян.

Пока мы не знаем, по какой причине эти крестьяне были переданы в 1839 году в ведение Нерчинского горного округа. И, пока не будут найдены новые архивные источники, не сможем определить, когда в Тургинском селении появилась община губернских крестьян, и откуда они пришли.

Тем не менее, сейчас мы уже можем дополнить картину Афиногена Васильева и утверждать, что среди казаков Забайкальского казачьего войска были потомки не только горнозаводских, но и государственных крестьян.

Екатерина Аникина


* Высочайше утвержденное расписание пешего Забайкальского казачьего войска, 23 февраля 1852 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание II (1825-1881). Том XXVII (1852). Отделение 2. Штаты и табели, №26015.


Опубликовано: 13.05.2018

Последнее обновление:

Один комментарий

  1. О казенных крестьянах села Куранжа, зачисленных в 1851 г. в пешее казачье войско, писал два года назад в своем блоге А. Моцар: https://albert-motsar.livejournal.com/1035149.html В то время вопрос о происхождении куранжинских казаков имел «политический» оттенок, поскольку атаман Г. Семенов родился именно в Куранже.

    Что касается происхождения жителей села Турга, то никакой «политики» здесь нет. Сведения народных переписей первой половины XIX века имеют только практическую ценность: с их помощью можно четко определить направление поисков при составлении родословной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.