База данных «Православные церкви»

Составить базу данных о церквях восточной части Забайкальской области — работа сложная, но выполнимая. В настоящее время мы занимаемся поиском сведений по отдельным церквям:

Ундинская Преображенская церковь

Урульгинская Покрово-Николаевская церковь

Новотроицкая Троицкая церковь

Ложниковская Крестовоздвиженская церковь

Улятуйская Казанская церковь

Жидкинская Троицкая церковь

Тургинская Знаменская церковь

Шелопугинская Покровская церковь

Ундино-Посельская Покровская церковь

Верхне-Галгатайская Георгиевская церковь

Нижне-Галгатайская (Барановская) Димитриевская церковь

Семеновская Иоанно-Богословская церковь

Ильдиканская Иоанно-Богословская церковь

Городищенская Введенская церковь

Чиронская Покровская церковь

Монастырская Успенская церковь

Цаган-Олуевская Успенская церковь

Дурулгуевская Петропавловская церковь

Ботовская Успенская церковь

Онон-Борзинская Иннокентиевская церковь

Большетонтойская Николаевская церковь

Алеурская Николаевская церковь

В будущем сведения о церквях объединятся в таблицу для упрощения поиска. Мы будем благодарны за любую информацию и помощь!


Вторая часть базы данных — это интерактивная карта, на которой будет отмечено расположение церквей Нерчинского, Нерчинско-Заводского, Акшинского и Читинского уездов до 1917 года.

Вариант карты, представленный ниже, составлен на основе сведений из «Памятной книжки Забайкальской области 1900 г.» Синим цветом отмечены церкви полностью разрушенные или такие, о сохранности которых нет данных в современных источниках. Лиловым цветом отмечены церкви частично сохранившиеся, недействующие. Желтым цветом — церкви сохранившиеся и восстанавливающиеся. Зеленым цветом — церкви сохранившиеся, восстановленные и действующие.

Наполнение карты пока не завершено. Если вы заметили ошибку или неточность, оставьте, пожалуйста, комментарий или отправьте сообщение на электронную почту.

20

  1. Первая церковь в Ундинской слободе была построена и освящена по благословению тобольского митрополита Филофея Лещинскаго в 1704 году во имя святителя и чудотворца Николая. В церкви этой ундинские жители молились при епископах: святом Иннокентие, Иннокентие Неруновиче, Софроние Кристалевском и Михаиле Миткевиче, с 1704 года по 1791 год. Епископ Вениамин, 2 апреля 1791 г., разрешил эту первую церковь за дряхлостью и ветхостью сломать и употребить лес на отопление церковной печи. В 1783 году ундинские прихожане построили вновь церковь во имя Преображения Господня с приделом Казанския Божией Матери.

    ИЕВ, 1886 год, № 46.

      1. «Забайкальские епархиальные ведомости» 1900г., №23
        С п и с о к ъ. Сборамъ и пожертвованіямъ поступившимъ на имя Преосвященнѣйшаго Меѳодія, Епископа Забайкальскаго и Нерчинскаго въ пользу Россійскаго Общества „Краснаго Креста» за время съ 23 Сентября по 4-е Ноября 1900 года.
        Отъ свящ. Ильдиканской церкви Константина Соболева отъ его прихожанъ — 45
        Отъ прихожанъ Ложниковской церкви — 71.
        Отъ прихожанъ Шѳлопугинской Покровской ц.- 31
        Отъ урядника Кокуйскаго поселка А. Д.Золотарева -5.
        Отъ казака Кокуйскаго поселка Д. И.Чешкина -10
        Отъ урядника Новотроицкой станицы Тереньтія Васильевича Баранова — 3
        Отъ станичнаго атамана Шелопугинской станицы Раздобряева -3
        50. Отъ казака Новотропцкаго Станичнаго правления Н.Е.Княжцова -3
        Отъ Ундинскаго станичнаго атамана Данилова собранныхъ по подписному листу . 57
        Отъ свящ. Ботовской Успенской Церкви Григория Литвинцева-14
        Отъ Кулаковскаго станичнаго атамана -25

  2. В Куенгском селении, усердием жителей Куенгского и Алеурского селений, построена церковь в 1740 году тщанием церковного старосты Петра Коновалова, и освящена в Октябре того года строителем Нерчинского Успенского монастыря иеромонахом Иовом с Урульгинским диаконом Силиным. Первым священником при ней был Игнатий Ѳедоров Шастин.

    ИЕВ, 1870 год, № 44.

    Не знаю, нужны ли церкви других районов Забайкалья?

  3. Считаю что такая информация нужна. И размещать её нужно не только в рубрике церквей, но и в рубрике тех поселков где они были построены. По периоду очередности их постройки проявится общая картина расселения жителей по Забайкалью. В купе с другими источниками, эта информация будет большим подспорьем в поисках истины.

  4. Освящена 30 Января вновь построенная во имя Покрова Пресвятыя Богородицы приходская церковь в селении Чиронском Нерчинского округа.

    ИЕВ, 1871 год, № 9.

    Церковь Городищенская каменная, построенная в 1704 г. тщанием священника Елиазара Пляскина. В сем приходе есть и приписная церковь в с. Богомягковском, построенная в 1875 г. Прихожан обоего пола 2,404 души.

    ИЕВ, 1877 год, № 52.

  5. Его Высокопреосвященство, согласно прошению прихожан Монастырской Успенской церкви в Нерчинске, жителей Бишигиной деревни, 11 Февраля разрешил устроить в означенной деревне приписную церковь по одному из планов, разосланных Благочинным.

    ИЕВ, 1867 год, № 7.

    Благочинным Нерчинского округа, Протоиереем Павлом Затопляевым, в сослужении священников Дмитрия Солнцева, Петра Смирных, Иоанна Воскресенского, Стефана Олофинского и Тимофея Подгорбунского, — Диаконов Александра Титова и Анемподиста Стукова, освящена приписная к Монастырской Успенской церкви, Бишигинская церковь во имя Казанской Божьей Матери.

    ИЕВ, 1869 год, № 3.

  6. Алексей, в этой строке «В 1783 году ундинские прихожане построили вновь церковь во имя Преображения Господня с приделом Казанския Божией Матери». возможно ты хотел указать 1793 год. По твоему высказыванию,предыдущая церковь была демонтирована в 1971 году.

    И вопрос по наполнению карты. Правильно понимаю, что работа ещё не завершена?

    1. Юрий, это дословная выписка из «Иркутских Епархиальных ведомостей». Как я понял, сначала прихожане построили новую церковь, затем получили разрешение демонтировать старую.
      Наполнение карты осуществляет Екатерина, я только выкладываю выписки по интересующим меня церквям.

    2. Карта еще не закончена (это только на основе «Памятной книжки» 1900 года). Я также планирую добавить список церквей с указанием года строительства, места расположения и любых сведений по ним из ИЕВ, ЗЕВ. Еще по некоторым церквям будут отдельные страницы с подробной информацией.
      Что касается Ундинской церкви, то да, получчается, что некоторое время (1783-1791) в Ундинской слободе было две церкви — старая Николаевская и новая Преображенская, которая позже будет заменена на каменную и освящена в 1832 г.

    1. Здравствуйте!
      Была. В «Памятной книжке» за 1900 г. о ней нет сведений, а за 1912 и 1914 гг. — есть. Цасучеевская Иоанно-Предтеченская. Если считать, что сведения из «Памятной книжки» верны, то получается, что церковь была построена примерно в 1910-х гг. Возможно, была приписной к другой церкви, т.е. в ней не велись собственные документы (метрические книги, клировые ведомости и т.п.)
      В Нижнем Цасечее есть краеведческий музей — http://ez.chita.ru/encycl/concepts/?id=5618 Думаю, через социальные сети можно найти контакты или музея или заинтересованных жителей села, чтобы узнать больше о церкви.

  7. Спасибо, за ответ!
    А есть ли «Памятные книжки» за более ранний период? Может там есть сведения?
    И если Цасучеевская Иоанно-Предтеченская церковь была приписной, то к какой, подскажите, пожалуйста.

    1. Да, есть. Но в «Памятной книжке» за 1897 г., например, сведений о церкви в Цасучее нет. Ответ на второй вопрос — карта на этой странице. Посмотрите, какие церкви находились поблизости от Нижнего и Верхнего Цасучея. Села, скорее всего, находись в приходе самой старой из этих церквей (по дате постройки).

  8. Добрый день! Метрические книги Ундургинской церкви за период 1876-1896 годы в Гос архиве отсутствуют.Могут ли быть еще где-то? Можно ли где-то еще поискать сведения о рождении предков?

    1. Церковь Ундургинская была построена в 1878 г., то есть за 1876-1878 гг. метрических книг этой церкви в принципе нет. Далее, неизвестно, была ли церковь самостоятельной с момента постройки, или до какого-то времени приписной к другой, более старой и крупной церкви. Искать нужно шире и проверять метрические книги всех церквей, в приходе которых могла находиться Ундурга в конце 19-начале 20 века.
      Официально все сохранившиеся метрические книги забайкальских церквей находятся в гос. архиве Забайкальского края (Чита). Было несколько небольших находок в архивах других городов, но этот не значит, что именно метрики по Ундурге могут находится где-то еще. Маловероятно. Нужно работать и с другими источниками (переписями, например).

  9. У Алексея Каширина упоминается диакон Александр Титов не мой ли это прапрапрадед . Как и где можно узнать точнее где он проживал, в какой церкви служил и о его родственниках. Свою информацию я уже оставила на Вашем сайте. Думаю не надо повторять. А про родственника узнать хочется. Лебедко Марина.

Ответить